«Пристегните ремни...»

filmz

На экраны вышел новый фильм Педро Альмодовара, абсурдистская комедия «Я очень возбужден». По сюжету картины главные герои оказываются на борту самолета, вынужденного мотать круги в воздухе из-за поврежденного шасси. «Настоящее кино» вспомнило еще десять фильмов, призванных на пару часов оторвать зрителя от земли. Пристегните ваши ремни, мы взлетаем…

Этот фильм не мог не случиться. На тему одной из самых страшных трагедий в современной истории рано или поздно нужно было высказаться. Так или иначе, не очень понятно, каким боком тут затесался Пол Гринграсс — режиссер, безусловно, техничный и талантливый, но прямо-таки скажем, не шибко умный. Будучи неспособным на рефлексию, автор этого равнодушного механистического ужастика кропотливо воспроизводит последние часы из жизни пассажиров злосчастного рейса под номером 93. Для создания эффекта реалистичности Гринграсс вооружает оператора портативными ручными камерами. Чтобы зрителя ничего не отвлекало от кошмара, режиссер намеренно отказывается от примелькавшихся лиц. Ввиду дотошности постановщика картина выглядит практически документалистикой (авторы фильма много лет собирали детальную информацию об участниках полета: от любимого сорта конфет до манеры одеваться). При всем при этом мыслит Гринграсс, как человек, которому всю жизнь суждено снимать боевики. Террористы у него довольно быстро превращаются в ходячую карикатуру — фанатиков с вращающимися глазами, дрожащими ручками и застывшим на губах «Аллах акбар»; а пассажиры — в исконно голливудских супергероев, вспоминающих перед неминуемой смертью не только молитвы, но и конституцию.

Кайли Пратт после безвременной смерти мужа летит из Берлина в Нью-Йорк, на похороны. В соседнем кресле сидит ее шестилетняя дочь Джулия. Очнувшись от полудрема, женщина обнаруживает, что девочка бесследно пропала. По странному стечению обстоятельств ни один из пассажиров ее не видел. Члены экипажа настойчиво уверяют встревоженную мать, что ребенка в лайнере вообще не было. Не желая никому верить, Кайли тут же вспоминает о том, что по специальности она конструкторша самолетов. Под изумленные взгляды зевак, решивших по понятным причинам, что депрессивная тетенька на почве смерти любимого банально помешалась, героиня принимается обыскивать лайнер, сантиметр за сантиметром. «Иллюзия полета» — голливудский дебют неплохого режиссера Швентке. Назвать картину однозначно удачной сложно. Очевидно, что рекрутированный немец на протяжении двух часов ищет компромиссы. Ему и изумительно солирующей здесь Фостер хочется снимать горькую драму о потере. Студийные же маркетологи, напротив, желают увидеть на экране закрученный триллер, окутанный теориями заговоров. Фильм в итоге распадается на части. И если первый час способен вызвать заслуженные восторги, второй — к несчастью, выглядит обычной жанровой чепухой.

«Лангольеры» — трехчасовой телевизионный фильм по мотивам одноименной повести Стивена Кинга. Пассажиры самолета Boeing 767 совершают перелет из Лос-Анджелеса в Бостон. Во время полета над пустыней лайнер пересекает северное сияние, появление которого в средних и южных широтах — исключительно редкое явление. В этот роковой для пассажиров момент в самолете остаются в живых лишь десяток проснувшихся. От бодрствующих же пассажиров, как и от членов экипажа, не остается ничего, кроме личных вещей. Том Холланд, конечно, не Фрэнк Дарабонт, тем не менее к литературному творчеству «короля ужасов» учтив и неравнодушен (спустя год режиссер экранизирует «Худеющего»). Растягивая не самое большое произведение писателя в минисериал, Холланд умудрился сделать вполне себе прилежный ужастик, которому можно предъявить какие угодно претензии, кроме затянутости.

Сценарист Карл Эллсворт и его друг по колледжу Дэн Фус придумали сюжет «Ночного рейса» еще в студенческие времена. Они много лет продолжали разрабатывать сценарий, прежде чем, наконец, его удалось продать Уэсу Крэйвену. По сюжету летящая ночным рейсом сотрудница отеля то и дело всматривается в запотевшее стекло иллюминатора, из-под которого мистическим образом сочится неслабый саспенс. Симпатичный незнакомец, сидящий рядом, поначалу заботливо держит ее за руку, но спустя пару минут представляется наемным убийцей, намеренным использовать девушку для устранения известного бизнесмена. Первый акт этого камерного триллера создатель «Крика» разыгрывает безукоризненно. Из красивой артистки Рэйчел МакАдамс с ее огромными глазищами, как у испуганной лани, выходит прекрасная «scream queen» (удивительно, что девушка предпочла в дальнейшем образы кисейных барышень из дамских романов). Киллиан Мерфи со своим вкрадчивым завораживающим голосом и инопланетной внешностью — идеальный злодей. Пока самолет парит по воздуху, ты послушно впиваешься в подлокотники кресла от ужаса. Крэйвен, однако, в какой-то момент трусит и сажает лайнер на землю. Для героев ленты посадка будет мягкой, для пресловутого саспенса и какого-то маломальского интереса к дальнейшим событиям — она, увы, станет роковой.

В конце 90-х — во времена, когда Николас Кейдж был красив, патлат, молод и убийственно харизматичен, а режиссер Саймон Уэст казался режиссером, подающим большие надежды — экшн-жанр испытывал ренессанс. «Воздушная тюрьма», вынесенная в название, — транспортное подразделение полиции США, перевозящее особо опасных преступников. Одним из этих рейсов возвращается домой Кэмерон По, освобожденный из тюрьмы после восьми лет заключения. Он так долго ждал этого и ничто не должно остановить его на пути домой. Внезапно Кэмерон оказывается свидетелем захвата самолета, организованного опаснейшим рецидивистом Сайрусом «Вирусом» Гриссомом (Джон Малкович). Кэмерон решает взять ситуацию в свои руки и помочь полиции, ведь для него это — единственный шанс попасть домой. Только один человек на земле готов поверить ему — шериф Винс Ларкин (Джон Кьюсак), который вынужден преодолевать невероятные трудности, чтобы предотвратить бегство преступников и не позволить своим ретивым начальникам взорвать самолет вместе со всеми пассажирами.

Самый смешной, интригующий, изобретательный и попросту запоминающийся сегмент в полнометражке, инспирированной одноименным культовым телесериалом, снял Джордж Миллер. Его новелла рассказывает о пассажире самолета, страдающем аэрофобией (блистательная роль Джона Литгоу). Оказавшись на борту, он едва сдерживает себя в руках. Стюардессы пытаются успокоить неугомонного пассажира, предлагая тому снотворные пилюли и алкоголь. В какой-то момент им это даже удается. Вскоре, однако, случается непредвиденное: глядя в иллюминатор, паникер обращает внимание на странную фигуру, застывшую на крыле самолета. Присмотревшись повнимательнее, герой понимает, что эта фигура — ни что иное, как ужасающего вида тварь, которая методично и с явным удовольствием пытается вывести самолет из строя. Сильно осложняет ситуацию тот факт, что встревоженному очевидцу столь необычного явления мало кто верит. И чем громче он лопочет про злобного гремлина на крыле, тем чаще у бортпроводников возникает мысль надеть на буйного наручники. Для его же блага...

«Змеиный полет» — тот редкий случай, когда вызывающе идиотское кино неожиданно оказывается совершенно очаровательным. Эта на редкость упоительная трэшачина начинается, как вполне себе классический экшн из 90-х. Молодой парень Шон, будучи на Гавайах, становится невольным свидетелем убийства прокурора одним из членов мафии. Шон желает дать показания и засадить бандита за решетку. Под опекой двух агентов ФБР его пытаются переправить в Лос-Анджелес обычным пассажирским рейсом, но первым классом. Мафия, разузнав об этом, грузит на самолет контейнер с цветами, где помимо цветов находится большое количество ядовитых змей (!), опрысканных некими феромонами (!), которые способствуют возбуждению и агрессии (!). Дэвид Р. Эллис, на нашей памяти, остался одним из немногих режиссеров, умевших снимать «плохое кино» действительно хорошо. Любопытный факт: когда фильм вышел в кинотеатрах, распространились слухи, что двух живых техасских гремучников специально запустили в кинотеатр во время показа фильма 22 августа 2006 года в городе Финикс, штат Аризона. Позже выяснилось, что одна змея сама заползла в фойе кинотеатра, а другая была найдена на автостоянке кинотеатра.

Экипаж самолета, перевозящего грузы и пассажиров, попадает в не очень приятную ситуацию. В аэропорту, где приземлился самолет, случается землетрясение. Извергается огненная лава, земля уходит из-под ног, все вокруг горит и рушится, людей охватывает ужас, возникает паника. После прибытия самолета происходит огромной силы новый толчок. Взлетная полоса повреждена. Самолет удается поднять в воздух. Пассажирам и команде кажется, что пришло спасение, что самое страшное осталось на земле. Однако вскоре выясняется, что при взлете самолет получил массу повреждений, и одно из них слишком опасно, чтобы самолет смог благополучно приземлиться. «Экипаж» — во всех смыслах фильм-первопроходец. Эпизод, в котором Леонид Филатов соблазняет героиню Александры Яковлевой, стал одной из первых в советском кинематографе (особенно для картин вышедших в широкий прокат) эротических сцен. До некоторых пор «Экипаж» по праву считался первым и единственным фильмом-катастрофой отечественного производства.

«Скажи, а ты вот серьезно разыгрываешь сумасшедшую такую?», — не выдерживает в какой-то момент один из персонажей фильма. «Нет, мне нравится другое слово», — начинает лепетать со своим фирменным придыханием Рената Литвинова. — «Безумная. Вот с этим словом я согласна. Безумная, безумная, безумная, безумная… Я согласна на «безумную»…». Бортпроводница Лара — хрупкая блондинка с неземным голосом — и впрямь немного не в себе. Пару дней назад она встретила в безлюдном кафе аэропорта его и, кажется, навсегда потеряла для себя сон и покой. «Прорвало обшивочку немножко», — с печалью замечает девушка, осознавая, что влюбилась по уши. Любовь для нее — и на земле, и на небе — пронзительна и надрывна, как случайная смерть, про которую будет петь в следующем фильме Литвиновой певица Земфира. «Небо. Самолет. Девушка» — на сегодняшний день, кажется, единственный ремейк советской киноклассики, ничем не уступающий оригиналу. Современный парафраз известной картины Георгия Натансона не без изящества демонстрирует, что в таком безнадежном жанре, как отечественная мелодрама, все-таки можно снять кино, от которого не будет отдавать «мылом». Для успеха требуется самая малость — умение чувствовать. Чего-чего, а этого у «кинотавровской» любимицы Веры Сторожевой, равно как и у Литвиновой, не отнять.

Дмитрий Орлов и Рената Литвинова (кадр из фильма «Небо. Самолет. Девушка»)
Корни «Аэроплана» уходят в 1957 год, когда на экраны вышла экранизация сценария Артура Хейли «Час Икс!» (Zero Hour!) — римейк телепостановки его пьесы «Опасный полет». Увидев эту картину по телевизору, сценаристы взялись за карандаш и от души поглумились над каждой репликой и каждым планом картины. Тогда же пришла идея кинопародии, ради осуществления которой продюсерам пришлось полностью выкупить права на оригинальный сценарий «Часа Икс». По подсчетам британского журнала Empire, в фильме насчитывается 251 гэг, что составляет концентрацию примерно 3,2 гэга на минуту экранного времени.

В 1980 году на экраны вышел громкий дебют братьев Цукеров: по праву считающийся классикой «Аэроплан» — гомерически смешная пародия на произведения Артура Хейли и фильмы-катастрофы. На момент выхода картины в североамериканский прокат скромный бюджет в размере $3,5 млн был превзойден почти в 24 раза, а по кассовым сборам ленте удалось занять 29-е место среди всех американских кинопроизведений 70-х годов. Роберт Хейс исполняет в этой комедии роль бывшего военного летчика, оказавшегося на борту самолета, экипаж которого из-за пищевого отравления оказался не в состоянии управлять аэробусом. Хейс вместе со стюардессой вынуждены стать спасителями пестрой компании пассажиров, оказавшихся на грани гибели. Новоявленного пилота и его помощницу ждут немыслимые трудности и невероятные приключения.


Все новости