Школьная сотня: четвертая четверть

filmz

Более месяца назад Министерство культуры осчастливило страну своей сотней лучших отечественных кинокартин — их, по замыслу, имеет смысл показывать в школах после основных занятий. Три четверти списка мы уже внимательно (часть 1, часть 2, часть 3) рассмотрели — и дошли, наконец, до финала. Правила не изменились: плюсы, минусы, значение — и пристальный «депутатский взгляд», дабы усилить общественное звучание. Хочется верить, что детям России всё это всенепременно поможет: идея-то в корне весьма хороша.

Сюжетная особенность. Советский разведчик выполняет задание.

Историческое значение. Один из первых сугубо «жанровых» фильмов о войне, полюбившийся всему народу.

Несомненные плюсы. Павел Кадочников, в ответ на тост «За победу!» уточняющий: «За нашу победу!».

Придирчивые минусы. Немного странно, конечно, что из всего Барнета предпочли этот фильм, а не «Окраину». Но можно понять: расчет делался на то, что образом разведчика молодое поколение заинтересуется сильнее.

Необходимость изучения. В меру увлекательный фильм о войне, предназначенный в первую очередь для юной аудитории. К тому же Борис Барнет — действительно важный режиссер, а Кадочников — очень крупный артист.

Идеологический аспект. Вот именно: не за «вашу», а за нашу победу!

Сюжетная особенность. Тело упокоившегося вождя каждую ночь выкапывают из могилы.

Историческое значение. Фильм, похоронивший СССР.

Несомненные плюсы. История, рассказанная Тенгизом Абуладзе, «взорвала», шокировала советское общество. Используя образный киноязык и активно включая в повествование метафоры, режиссер отважно обратился к «закрытой теме» сталинских репрессий, затронувших в нашей стране едва ли не каждую семью.

Придирчивые минусы. Эмоционально очень тяжелое произведение, требующее определенной подготовки — и по части истории, и по части кино.

Необходимость изучения. Помимо неоценимого исторического значения картины, это еще и первый фильм, получивший нашу главную кинопремию — «Нику». Смотреть обязательно.

Идеологический аспект. Определенные параллели начинают прямо-таки бить по глазам.

Подробнее о фильме: Мольба Тенгиза Абуладзе.

Сюжетная особенность. Воспоминания о детстве, выпавшем на послевоенные годы.

Историческое значение. Пронзительный фильм на пронзительную тему.

Несомненные плюсы. Искренняя интонация — в сюжете нашли отражение биографические эпизоды из жизни автора, что не могло не сказаться на результате.

Придирчивые минусы. Губенко — хороший режиссер, но всё же не принадлежит, скажем так, к числу «обязательных».

Необходимость изучения. Пусть «Подранки» и не самый главный фильм в этой сотне, но он заслуживает внимания и благодаря рассказываемой истории, и потому, что снят с достоинством и большим неподдельным чувством.

Идеологический аспект. Николай Губенко — последний министр культуры СССР, нынче — депутат Мосгордумы от КПРФ.

Сюжетная особенность. Партизанский отряд проверяет бойца, ранее сотрудничавшего с немцами.

Историческое значение. Фильм Алексея Германа — главного отечественного кинорежиссера своего времени.

Несомненные плюсы. Все «фирменные» плюсы Германа: максимальная «документальность» рассказа, плотность картинки, отточенные актерские работы. Но при всех своих художественных достоинствах — это еще и жанровое кино, смотреть которое по-настоящему интересно.

Придирчивые минусы. Герман, вне всякого сомнения, имеет полное право быть представленным в сотне двумя, а то даже и тремя картинами. Где «Мой друг Иван Лапшин» и «Двадцать дней без войны»?!.

Необходимость изучения. Безусловная: это великий фильм о войне, созданный великими мастерами с сознательным привлечением приключенческих ходов — рассчитанных на максимально широкий зрительский интерес.

Идеологический аспект. Предатели-перебежчики и в наше время требуют самой пристальной проверки — хотя важнее, конечно, откуда и куда они перебежали.

Сюжетная особенность. Беспризорники перевоспитываются.

Историческое значение. Первый советский звуковой фильм.

Несомненные плюсы. Благородная педагогическая направленность.

Придирчивые минусы. Сегодня говорящие герои уже не производят столь сногсшибательного впечатления.

Необходимость изучения. Картина несомненного исторического значения, к тому же отмеченная премией за лучшую режиссуру на самом первом международном кинофестивале в Венеции. И еще это фильм на молодежную тему.

Идеологический аспект. Как ни странно, хулиганы-беспризорники существуют и сегодня — только вот перевоспитывать их уже почти некому.

Сюжетная особенность. Партизанка попадает в руки фашистов.

Историческое значение. Итальянцы называют Донского «отцом» неореализма, крупнейшего течения мирового кино в 1940-1950-е годы. Существует также версия, что посмотрев именно «Радугу», Рузвельт перестал затягивать с открытием Второго фронта.

Несомненные плюсы. Свободная, но в то же время предельно реалистичная режиссерская манера, этот самый неореализм предвосхитившая. Актриса Наталия Ужвий в главной роли.

Придирчивые минусы. Значение Марка Донского и его кинематографического наследия до сих пор преступно недооценено на родине.

Необходимость изучения. Классика мирового кино, про которую зачастую забывают, что она — классика.

Идеологический аспект. Как «забывали» фильм в советское время, так, может, забыть его и сегодня?

Сюжетная особенность. Беспризорники перевоспитываются.

Историческое значение. Популярный фильм на общественно-значимую тему.

Несомненные плюсы. Юрский — Викниксор. Поразительные в своей естественности дети — многие из которых, говорят, были знакомы с улицей не понаслышке.

Придирчивые минусы. Не первый уже фильм о «трудных» подростках в сотне (см. также «Пацаны», «Путевку в жизнь»). Не многовато ли? Хотя тема, нельзя не признать, актуальна и по нынешнюю пору.

Необходимость изучения. Веселый и поучительный фильм про молодежь — дети наверняка посмотрят с интересом, авось, и чему полезному научатся.

Идеологический аспект. Под видом педагогической поэмы — пропаганда бунта и беспечного разгула.

Сюжетная особенность. Комсомольцы в Арктике.

Историческое значение. Фильм, принесший всесоюзную популярность режиссеру Сергею Герасимову и всем занятым в нем актерам.

Несомненные плюсы. Тамара Макарова, Петр Алейников, Олег Жаков, Николай Боголюбов — легенды советского кинематографа.

Придирчивые минусы. Макарова — есть, а любовной линии — нет.

Необходимость изучения. Третий фильм Герасимова в сотне (первый хронологически). Оказался здесь, судя по всему, благодаря героической и вполне еще молодежной тематике (героям в среднем около тридцати). И по большому счету — мог бы уступить место и кому-нибудь другому.

Идеологический аспект. С одной стороны — картина посвящена Х съезду Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. Но с другой — вот ведь как надо воспитывать молодежь!

Сюжетная особенность. Боевой конь и его смелый товарищ.

Историческое значение. Истерн о Великой Отечественной, пользовался большой популярностью в прокате.

Несомненные плюсы. Эффектные сцены с лошадьми.

Придирчивые минусы. Один из самых странных пунктов в представленной «сотне лучших»: как он здесь оказался?

Необходимость изучения. Далеко не очевидная. Фильмов о войне в списке и без того уже много, с ориентировкой исключительно на молодежь — тоже предостаточно. Расчет, надо полагать, исключительно на правильное патриотическое воспитание.

Идеологический аспект. Выявил шпиона — молодец, учись хорошо дальше!

Сюжетная особенность. «…И за борт её бросает в набежавшую волну».

Историческое значение. Наш первый игровой фильм.

Несомненные плюсы. Первый!

Придирчивые минусы. Крупный и даже средний план еще не были изобретены.

Необходимость изучения. Это наш первый фильм — и просто увидеть его в любом случае будет небезынтересно. Да и всего ведь шесть минут.

Идеологический аспект. Банда! Разбой! Самосуд! 18+.

Сюжетная особенность. Лето в пионерском лагере.

Историческое значение. Фильм Сергея Соловьева, замечательного автора, поэта и живописца отечественного кино.

Несомненные плюсы. Татьяне Друбич четырнадцать лет.

Придирчивые минусы. А где «Асса»? А где «Чужая Белая и Рябой»?.. Соловьеву могли бы отвести и две картины в этой сотне.

Необходимость изучения. Прекрасная зарисовка о взрослении, возвышенный образец чистого и светлого кинематографа. И судя по успеху, который сопровождает картину на протяжении почти уже сорока лет, в этих пионерах узнают себя даже те, кто родился много позже распада пионерской организации.

Идеологический аспект. По нынешним законам эти сто дней вполне могут потянуть на несколько лет.

Сюжетная особенность. «Профессор, у него отвалился хвост!»

Историческое значение. По мнению большинства – лучшая экранизация Булгакова.

Несомненные плюсы. Безупречный слепок смутного революционного времени. Что ни фраза — то крылатая. Гениальные Евгений Евстигнеев, Владимир Толоконников, Роман Карцев.

Придирчивые минусы. Единственная в списке телевизионная картина. Хотя, конечно, никто не будет спорить, что это — Кино.

Необходимость изучения. Любовь к этому фильму как раз со школы и начинается — возможно, это будет один из самых запоминающихся уроков во всей многолетней программе.

Идеологический аспект. Непостижимые парадоксы судьбы: Бортко теперь активный член Коммунистической партии, заседает в Госдуме.

Сюжетная особенность. Человек на войне.

Историческое значение. Режиссерский дебют Сергея Бондарчука, обессмертивший автора. Один из самых-самых главных фильмов о Великой Отечественной.

Несомненные плюсы. Две воистину легендарные сцены: с несостоявшимся расстрелом («А я после первого стакана не закусываю») и финальная встреча с «сыном» («Папка! Родненький!..») — возможно, лучшие сцены из всех, что были сняты по теме.

Придирчивые минусы. Сейчас столь мощные дебюты — редкость.

Необходимость изучения. Киношедевр + экранизация Михаила Шолохова + фильм о войне = никак нельзя пропустить.

Идеологический аспект. Бондарчук Бондарчуком, а вот те три стакана можно было бы и вырезать — дабы не оправдывать в глазах молодежи алкоголизм.

Сюжетная особенность. Донской казак Григорий Мелехов любит одну, женится на другой, а тут еще и война.

Историческое значение. Масштабная экранизация одного из главных русских романов ХХ века.

Несомненные плюсы. Сохранив масштаб исторических событий, Герасимов — вслед за первоисточником — первое место отвел разработке характеров. И вывел тем самым в число суперзвезд Петра Глебова, Элину Быстрицкую и Зинаиду Кириенко.

Придирчивые минусы. Третий (но первый хронологически) фильм по Шолохову в сотне, где из писателей лучше всех представлен только Чехов.

Необходимость изучения. Великолепная экранизация отмеченного Нобелевской премией романа, прочувствованный рассказ о трагическом времени в российской истории.

Идеологический аспект. Непостоянный мужик этот Мелехов…

Сюжетная особенность. Комдива Котова приехали арестовать.

Историческое значение. Наш «Оскар».

Несомненные плюсы. Надя Михалкова и незабываемая сцена с её пяточками.

Придирчивые минусы. Навязчивый академизм.

Необходимость изучения. Не лучший, но в мировом масштабе — самый знаменитый фильм Никиты Михалкова.

Идеологический аспект. Мода на Сталина постепенно возвращается. Да она и не проходила никогда, на самом-то деле.

Сюжетная особенность. «Политические» вступают в бой с уголовниками.

Историческое значение. «Ника» за лучший фильм.

Несомненные плюсы. «Жанровое» кино — почти боевик — на далеко не легкую тему. Валерий Приёмыхов и Анатолий Папанов, для которого эта роль стала последней.

Придирчивые минусы. Нина Усатова — замечательная актриса, но глухонемая баба — не самая удачная её роль. Хотя именно она принесла ей всенародную известность.

Необходимость изучения. Хороший фильм, очень достойный. К тому же нынешним детям имеет смысл объяснить, сколько людей сидело в стране в далеком таком пятьдесят третьем…

Идеологический аспект. У нас снова есть свои «политические» — на которых всегда можно натравить своих уголовников.

Сюжетная особенность. Чапаев — впереди, на лихом коне!

Историческое значение. Не просто одна из самых значительных, но и одна из самых популярных кинокартин в отечественной истории.

Несомненные плюсы. Борис Бабочкин не был похож на Чапаева, но сыграл так вдохновенно, что даже друзья и родственники легендарного командира признали в нем «своего» Василия Ивановича.

Придирчивые минусы. Хочется, конечно, сказать, что время над фильмом не властно, но всё же будем честны: сегодня он смотрится уже далеко не с таким энтузиазмом, как 80 лет назад.

Необходимость изучения. Незыблемая классика не только нашего, но и мирового кино. Скорее всего, вошла бы и в десятку лучших из лучших.

Идеологический аспект. Сегодня более актуальны картины вроде «Адмирала» — где почти те же события показаны с иной стороны.

Сюжетная особенность. Жизнь как она есть.

Историческое значение. Согласно последнему опросу влиятельнейшего журнала «Sight & Sound», проведенному в 2012-м году, «Человек с киноаппаратом» признан главным документальным фильмом всех времен, заняв восьмую строчку в общем зачете.

Несомненные плюсы. Впечатляющая «плотность» визуального ряда, обеспеченная количеством отснятого материала и виртуозным монтажом, «ужавшим» его до часа с небольшим.

Придирчивые минусы. Как часто бывает с немыми фильмами, непросто решить вопрос с музыкальным сопровождением: имеется с десяток вариантов разного художественного достоинства, каждый из которых может по-своему повлиять на восприятие картины.

Необходимость изучения. В определенной степени — предвестник большинства роликов на YouTube. С той лишь разницей, что сейчас предпочитают просто наблюдать, а Дзига Вертов сложил из подобных наблюдений настоящую киносимфонию.

Идеологический аспект. На вид — практически безвредно.

Сюжетная особенность. Девятиклассница травит жизнь приютившей её учительнице.

Историческое значение. Вызвавший немало дискуссий фильм Ильи Авербаха, очень вдумчивого и проникновенного режиссера.

Несомненные плюсы. Жесткая и неминуемо вызывающая зрительский отклик история, написанная кинодраматургом Натальей Рязанцевой. «Ужасающая» в своем правдоподобии Светлана Смирнова и Ирина Купченко, которую так хочется от неё «защитить».

Придирчивые минусы. Как бы современные дети не заняли сторону этой Зины Бегунковой…

Необходимость изучения. Серьезный фильм о подростковой жестокости и непрекращающемся конфликте поколений, дающий тему для обстоятельного обсуждения.

Идеологический аспект. Чужие письма? Это, случаем, не про «WikiLeaks»?..

Сюжетная особенность. Чук и Гек едут в тайгу.

Историческое значение. Довольно туманное.

Несомненные плюсы. Что ни говори, но Аркадий Гайдар — замечательный детский писатель.

Придирчивые минусы. Ну кому это в школе показывать? Чук и Гек — это ж совсем малышня!..

Необходимость изучения. Самая непонятная «прелесть» данного хит-парада — в том смысле, что никто, наверное, не сможет доказательно объяснить, как она здесь оказалась.

Идеологический аспект. Судя по всему, фильм попал в сотню в память даже не об Аркадии, а о Егоре Гайдаре.

Сюжетная особенность. Бессольцевой Лене объявили бойкот.

Историческое значение. Великий фильм о подростковой жестокости, давший в свое время толчок невероятно бурному спору об отечественной школе — и остающийся, увы, актуальным и по сию пору.

Несомненные плюсы. История, в основе которой лежит повесть Владимира Железникова. Совершенно бесстрашная и беспощадная по отношению к себе Кристина Орбакайте.

Придирчивые минусы. Как бы современные дети не возвели подобный «бойкот» в норму.

Необходимость изучения. Эту кинокартину и правда имеет смысл посмотреть в школе. Посмотреть и сделать выводы.

Идеологический аспект. Да это ж хамский и беспардонный поклёп на нашу самую замечательную в мире систему образования!..

Сюжетная особенность. Накануне выпускного Зося признаётся, что беременна.

Историческое значение. Фильм, не побоявшийся открыто рассказать не просто о школьной любви, но и о том, к чему это временами приводит.

Несомненные плюсы. Острая тема. Сентиментальное воплощение.

Придирчивые минусы. Заметная, но все-таки не самая выдающаяся работа на свете. Что тем более ощутимо в отсутствии фильмов Ильи Фрэза: как это так — «Школьный вальс» есть, а «Вам и не снилось» — отсутствует?!.

Необходимость изучения. Лента в первую очередь интересна как рифма к также включенной в сотню картине «А если это любовь?» — только дети (условно говоря) тех героев зашли в своих отношениях куда дальше родителей. И хотя года по-прежнему идут, каждому новому поколению от этого легче не становится — что и позволяет этим фильмам оставаться всё столь же злободневными (с определенными разве что поправками).

Идеологический аспект. Откровенная пропаганда морального разврата.

Сюжетная особенность. Наш разведчик в СС.

Историческое значение. Один из самых популярных фильмов СССР, великолепно поставленный и своим успехом предвосхитивший появление другого разведчика — Штирлица.

Несомненные плюсы. Замечательный, нет слов, Станислав Любшин… Которого вчистую, как порой кажется, обыгрывает дебютант в кино — Олег Янковский.

Придирчивые минусы. Еще один киносериал — свыше пяти с половиной часов общего хронометража.

Необходимость изучения. Война войной, но разведка — это совершенно особое дело (не зря же ей посвящено в сотне целых три фильма!). Да и кто спорит — чудесная ведь совершенно вещь!

Идеологический аспект. Мы все прекрасно знаем, кто именно вырос на этом фильме.

Сюжетная особенность. Так рождалась революция.

Историческое значение. Одна из важнейших лент довоенной эпохи, созданная едва ли не лучшим в нашем кино режиссерским дуэтом.

Несомненные плюсы. Удачное сочетание революционного госзаказа с художественной составляющей — как раз то, чего лишены нынешние «патриотические» картины.

Придирчивые минусы. Идеологически и морально фильм, конечно, давно уже устарел. Но в этом беда многих советских картин — без четко обозначенной партийной линии кино тогда крайне редко снимали.

Необходимость изучения. С одной стороны — действительно очень значительная для нашей киноистории работа. Но с другой — см. выше.

Идеологический аспект. Налицо подстрекательство к рабочему бунту: не к месту, не ко времени и вообще — пролетариат сейчас всем доволен!

Сюжетная особенность. Один день в Москве 1963-го года.

Историческое значение. Фильм, без которого нас невозможно представить, еще труднее — понять.

Несомненные плюсы. Сценарий Геннадия Шпаликова, воплощенный изумительнейшим актерским ансамблем. И песня.

Придирчивые минусы. К великому сожалению, ни этот день, ни этот фильм никак не могут длиться вечно.

Необходимость изучения. Шедевр стопроцентного удовольствия. Хоть каждый день смотри — не оторваться.

Идеологический аспект. Приятно, согласитесь, что закрывает эту сотню человек, в прошлом году её вдруг так удачно «протолкнувший».


Все новости