8 главных фантастических фильмов 1960-х

filmz

В третьей серии фантастической франшизы «Люди в черном» герой Уилла Смита вынужден отправиться в шестидесятые — самое яркое десятилетие в истории научной фантастики, которое заложило основы всему, что мы до сих пор наблюдаем в кинофильмах этого жанра. В 1979 году, правда, с выходом «Чужого» романтическое настроение, заданное этими лентами, улетучилось, и фантастика изменилась навсегда, но чем выход «Людей в черном 3» и «Прометея» не повод вспомнить о золотых годах сайфая?

Барри Зонненфельд не зря отправил персонажей своего фильма в 60-е. Это десятилетие стало самым ярким в истории научной фантастики — полеты в космос будоражили воображение демиургов и предвещали скорую встречу с посланцами с других планет, технологии, подталкиваемые космической гонкой, нарисовали в воображении Рэя Брэдбери мир, который почти неотличим от того, что можно наблюдать в начале XXI века (разве что произведения искусства в нем пока не уничтожают, хотя и бывают прецеденты, в Афганистане, например). На волне, поднятой настроением 60-х фантастика просуществовала вплоть до 1979 года, когда на экраны вышел «Чужой» Ридли Скотта. Мы же попытались вспомнить самых ярких представителей сайфая начала космической эры, фильмы, над которыми трудились, в числе прочих Кубрик, Трюффо и Годар.

С премьеры «Машины времени» прошло больше пятидесяти лет, тем не менее, эта фантастическая лента по-прежнему считается титульной экранизацией Герберта Уэллса. Снявший картину режиссер Пэл — ветеран кукольной анимации. За свои мультфильмы он неоднократно номинировался на «Оскар» и, надо признать, талант художника Пэлу в «Машине времени» сильно пригодились. Картина до сих пор выглядит впечатляюще, при этом, несмотря на некоторые вольности ближе к финалу, кино каким-то непостижимым образом умудряется еще и быть чрезвычайно близким к тексту романа. Как и в книге, речь тут пойдет о гениальном изобретателе-одиночке Джордже, убегающем из своего времени. Изобретенная главным героем машина времени переносит его из 1899 года во времена войн двадцатого столетия, а потом — в 802701 год. В этом далеком-далеком будущем жители Земли поклоняются Морлокам, подземным существам с горящими глазами.

Самая знаменитая книга Джона Уиндема — «День триффидов» — начинается с впечатляющего «звездопада». Те, кому удалось увидеть этот феномен воочию, необратимо слепнут. Кроме того, несчастных людей начинают преследовать вынесенные в название триффиды — плотоядные и довольно бодренькие растения, которые ранее повсеместно разводились из-за ценности своего масла. «День триффидов» — потрясающий роман, особенно, если тебе пятнадцать лет, и ты только что научился читать. Не очень понятно, почему кинематографисты экранизируют это произведение чаще, чем нормальные люди чистят зубы, но так или иначе, уже через год нам обещают показать версию Сэма Рэйми. Пока же советуем ознакомиться с адаптацией 1963 года. В ней много странного: после укусов триффидов, например, люди смешно зеленеют, чего в романе, кажется, не было. Зато очень смешно. Время все-таки ставит всё на свои места: спустя полвека эта насупленная антиутопия выглядит не менее комично, чем какое-нибудь «Нападение помидоров-убийц», которое в 1970-х «Триффидов» высмеивало.

В 1965 году Жан-Люк Годар — бунтарь, экс-кинокритик, основатель французской «новой волны» — снимает свой «Альфавиль», предельно стильную антиутопию, действие которой развивается в вынесенном в название городе. Внешне Альфавиль мало чем отличается от Парижа за исключением того, что здешний город будущего находится под контролем профессора фон Брауна и управляется с помощью компьютерной системы под названием Альфа-60. Помимо прочего в Альфавиле объявлены вне закона все гуманные человеческие чувства — такие как любовь, нежность, сострадание и взаимопомощь. Побороться с системой в картине призван Лемми Коушен, секретный агент, который не без помощи Наташи, дочери профессора фон Брауна (потрясающей красоты актриса Анна Карина, на тот момент жена Годара), будет пытаться изменить ситуацию в городе к лучшему. В 1965-м «Альфавиль» получил «Золотого Медведя» на Берлинале.

Франсуа Трюффо, соратник Годара по «новой волне», спустя год после тепло принятого «Альфавиля» решился снимать экранизацию легендарной антиутопии Рэя Брэдбэри «451 градус по Фаренгейту». Сюжет фильма строится вокруг тоталитарного общества. В мире очередного альтернативного будущего все письменные издания безжалостно уничтожаются специальным отрядом пожарных-огнеметчиков, а интерес к книгам и их хранение преследуются по закону. Поклонники первоисточника не считают фильм однозначно удачным. На момент съемок Трюффо поругался с актером Оскаром Вернером, что отразилось на ряде ключевых сцен, где Вернер нарочито недоигрывает. Кроме того, французский кинорежиссер выбросил из романа Брэдбери столько, что, пожалуй, было бы действительно гуманнее — его сжечь. Сейчас, впрочем, эта во многом наивная экранизация воспринимается как должное, как иллюстрация к великому роману, как наглядный пример того, что ничто и никогда не заменит нам книги.

Фантастическая часть в «Барбарелле» такая же условная, как и в каком-нибудь «Ультрафиолете». Всё, включая логику, подчинено здесь расхожей максиме про то, что «красота спасет мир». Молоденькая и страшно красивая Джейн Фонда играет раскрепощенную искательницу сексуальных приключений, которая странствует по всей Вселенной в 41-м столетии от Рождества Христова, встречается с представителями рас и цивилизаций самой разнообразной внешности и несет им всем простую и скромную вещь — любовь. В белокурую героиню действительно влюблены все: и похожие на порноактеров статисты, и настырная камера, беспардонно врезающаяся в округлости Фонды, и известный кутюрье Пако Рабан, сшивший для Барбареллы все костюмы, и, конечно же, режиссер Роже Вадим, который сразу же после премьеры этого культового фильма взял исполнительницу главной роли в законные жены.

За незнакомым названием скрывается, пожалуй, лучшая экранизация романа Дэниэла Киза, знакомого читателю под названием «Цветы для Элджернона». Главный герой — умственно отсталый уборщик в хлебопекарне по имени Чарли — добровольно участвует в эксперименте по улучшению интеллекта. По результатам тестов в интеллектуальном развитии Чарли уступает даже мыши, тем не менее, после операции IQ пациента начинает стремительно расти, а сам Чарли осознает реальное отношение к нему людей, получает новые знания и пытается научиться жить в мире, который становится для него совсем другим. В 1968-м Клифф Робертсон за роль Чарли Гордона был заслуженно награжден «Оскаром», также кино получило «Золотой Глобус» за сценарий.

Космический корабль, отправленный с Земли к ближайшей звезде с околосветовой скоростью, совершает посадку на неизвестной планете. Члены экипажа вскоре находят на ней группу диких людей, однако разобраться, что к чему, не успевают. Внезапно появляются разумные, одетые и вооруженные обезьяны, которые ловят людей, как диких животных. Умнейший роман Пьера Буля, изумительное исполнение, невероятно убедительный для своего времени грим и угрюмо торчащая из-под песка Статуя Свободы в качестве одного из самых мощных финальных твистов в истории кинематографа. Все это — оригинальная «Планета обезьян», срежиссированная Франклином Джей Шеффнером, один из лучших фильмов 60-х, породивший несколько сиквелов, два телесериала, один ремейк и недавний ребут оригинальной пенталогии, вышедший под названием «Восстание планеты обезьян».

«Космическая одиссея 2001 года» — лучший научно-фантастический фильм в истории Голливуда по версии Американского института кино и, безусловно, единственное кинопроизведение из нашего обзора, которое не устарело ни на йоту. В основу этого культового, монументального, революционного фильма легли рассказы Артура Кларка — писатель разработал сценарий вместе с Кубриком еще до написания своего одноименного романа. Учитывая, что нет занятия более бессмысленного, чем пересказ здешнего сюжета (это уместнее делать в формате увесистой монография со сносками и примечаниями), тем, кто до сих пор не смотрел кубриковский шедевр, рекомендуем отправиться в одиссею самим. За два с половиной часа перед глазами пронесется вечность: от каменного века к звездной эре, сквозь несколько форм сознаний, под величественного Рихарда Штрауса, прямиком к тайне «черного монолита», что уже много лет примиряет нас с самим собой.


Все новости