Наша прелесть: Лучшие плохие кинокомиксы

filmz

Логика подсказывает, что старт «Железного человека 2» — вполне себе повод для редакционного чарта кинокомиксов. Но избавьте нас от утомительной и никому не нужной рутины выбора: достаточно ли хороши «Хранители», чтобы занимать место выше «Темного рыцаря», или стоит ли смешивать воедино оголтелый мейнстрим «Людей в черном» с утонченностью «Американского великолепия»? Нет, вместо этого мы расскажем про нашу прелесть (или guilty pleasure, если так удобнее) — любимые кинокомиксы, которые у зрителя не в чести.

Логика подсказывает, что старт «Железного человека 2» — вполне себе повод для редакционного чарта кинокомиксов. Но избавьте нас от утомительной и никому не нужной рутины выбора: достаточно ли хороши «Хранители», чтобы занимать место выше «Темного рыцаря», или стоит ли смешивать воедино оголтелый мейнстрим «Людей в черном» с утонченностью «Американского великолепия»? Нет, вместо этого мы расскажем про нашу прелесть (или guilty pleasure, если так удобнее) — любимые кинокомиксы, которые у зрителя не в чести.

Азартно преданный анафеме российской прессой, фильм Филиппа Янковского хоть и не является кинокомиксом по происхождению, но, безусловно, графичен по форме и содержанию. Смотрите, все формальные признаки жанра налицо — движимый чувством вины герой, неспособный обуздать свою силу; картиночная лаконичность диалогов (легендарное «Катя, конечно», это же лишнее доказательство формата); подчеркнуто жестокий антагонист Клим; да и визуальный язык, хотя в этом контексте рассуждать об отечественном кино отчего-то не принято. По неопытности (когда прежде у нас подобное снимали?) Янковский завалил финал — а там такой простор для фантазии! — но в остальном, комикс получился.

Конечно, и Лундгреновский «Каратель» был весьма недурен, но он, как это говорится, so 80-sh… В своей трактовке Джонатан Хенслей на год опередил Кристофера Нолана с курсом на мрачность и реалистичность, но персонаж оказался мелковат для всемирного фана, а потому и карьера Томаса Джейна споткнулась, и сам Хенслей сгинул среди DVD-хорроров и боевиков с Вэлом Килмером. А тем временем это чудесный экшн в тренде современной кинопродукции Marvel, и если ваше послевкусие базируется на воспоминаниях шестилетней давности — пересмотрите фильм сегодня. Он вам понравится.

Полнометражные «Байки из склепа» являются как раз тем, чего зачем-то регулярно пытаются избежать в своих киноверсиях авторы «Симпсонов» и «Нашей Russia» — раздутый до полутора часов эпизод, который с равным успехом может быть самостоятельным фильмом или телевизионной двадцатиминутной. Прелесть «Борделя» даже не в том, что это один из последних фильмов восьмидесятнической волны с ностальгическим актерским составом (Эрика Элиниак, Кори Фельдман, Энджи Эверхарт, Крис Сарандон) и не в хорошем роковом саундтреке, собравшем всех — от «Антракса» до «Скорпов» и «Синдереллы», а в хулиганской истории от Боба Гейла и Роберта Земекиса. Черт побери, вот по такому Земекису мы и скучаем!

Ироничный хронопарадокс самого успешного фильма Брюссельского Мускула заключается в том, что хотя одноименные комиксы написаны по мотивам картины, в продажу они поступили накануне его премьеры — и это дает нам полное право именовать ленту «основанной на». На что способен Питер Хаймс, вы должны знать по «Внеземелью» и нестыдному кубриковскому сиквелу «2010», а в 90-е у него и вовсе открылось второе дыхание. В паре с Ван Даммом они были очень хороши.

Истосковавшийся по «Терминатору», Голливуд был открыт для любых однокоренных предложений — нечто подобное прослеживалось в начале 00-х, когда возник спрос на заменителей Индианы Джонса. Только Гейл Энн Херд, продюсер кэмероновских терминаторов, кстати говоря, подкинула Universal нечто большее. Вы же слыхали, наверняка, про жанровые надстройки «Звездных войн»? Что выходящие по мотивам Вселенной книжки рассказывают не только о Силе и бойнях ситхов, но и, к примеру, бывали слэшеры на борту имперских крейсеров, и тому подобные фантазии. И «Вирус» это классическая задачка в духе Марка Миллараwhat if? Что, если бы «Терминатор» или «Трансформеры» были бы хоррором?

«Тень» был последней громкой попыткой повторить успех бартоновских «Бэтменов»: такая же игра светом и полумраком, готические декорации, впечатляющие костюмы и дурацкий грим. Не хватало только мастерства самого Тима — клипмейкеру Малкехи недостало дыхания довести дело до конца. Увлекшись визуалом, он махнул на рукой на историю, и потому Алек Болдуин так и остался парнем с огромным накладным носом, а невнятная Пенелопа Энн Миллер той рыжей из «Детсадовского полицейского». Зато сегодня, когда и бартоновские-то комиксы воспринимаются пусть мрачным, но лубком, «Тень» удивительным образом оказывается одного с ними уровня.

Вычурные фантазии Тодда МакФерлейна буквально сами просятся на экраны, но студии, охотно экспериментирующие с уродцами Тима Бартона, отчего-то упорно проходят мимо художника — только «Спауну» и повезло. Зато получилась звонкая оплеуха классическим кинокомиксам, этакий хороший фильм «против течения», где героем выставлен продавшийся Сатане убийца с угольного цвета кожей, а подонком — архетипичный «добрый папаша» Мартин Шин. Накинем сюда непростой CGI от лаборатории Лукаса и получаем практически состоявшийся пересмотр жанра. Жаль только, что кино нелепо комкается к финалу и стыдливо мимикрирует под конвейерные стандарты.

С сегодняшними кинокомиксами легкомысленных «Черепашек», разумеется, не сравнить, но когда они дебютировали на экране, мир заболел черепахоманией. Серьезно, даже в отечественных теленовостях были обязательные репортажи о феномене (при том, что посмотреть фильм можно было только в полуподпольных видеозалах), а иные журналы выходили с броской наклейкой на обложке — «Ни одного слова про “Черепашек”!» Даже сумеркомания не идет ни в какое сравнение с тем, что творилось в начале 90-х. И пускай поролоновые костюмы смотрятся наивно, а пять выражений лица в начиненных сложной электроникой масках сегодня вызывают улыбку, никакой компьютерной графике не сравниться с тем волшебным чувством изумления, которое вызывал фильм.

На ленту Шумахера спустили, кажется, всех собак, из-за ничего, в общем-то, незначащей детали — сосков на костюме Бэтмена. Вызвавшая столько пересудов и смешков анатомическая точность смогла заслонить от критиков главное: выстроив стилистический мостик «Бэтменом навсегда», логично не решившийся соревноваться с Бартоном Шумахер перезагрузил франшизу, вернув ее к бэт-образчику Адама Уэста. Но намеренную буффонаду все поспешили окрестить громоздкостью, прекрасного опереточного мистера Фриза обозвать худшей ролью Шварценеггера, а ироничного (не в пример Китону и Килмеру) Клуни — главным разочарованием сезона. Абстрагироваться от мрачной реалистичности франшизы сейчас еще сложнее, чем тринадцать лет назад, но уверяем, если вы сумеете это сделать (будучи знакомым с сериалом Дозьера), вас ждет приятное открытие — «Бэтмен и Робин» весьма очарователен.

Лихой ультимативный боевик подвергся остракизму из-за снятого Дреддом шлема — в комиксах Судья ни разу не позволял себе подобных выходок и, значит, кино совсем не тру. Иногда комикс-гики бывают такими же жестокими и иррациональными как дети, готовые предать анафеме только потому, что шеврон оказался пришит на пару сантиметров ниже канона. Безусловно, это чертовски важно, но как можно ненавидеть фильм, пульсирующий экшном и бронебойными репликами? «Я — закон! Опустите ваше оружие и приготовьтесь к правосудию!» В «Дредде» Сталлоне объединил Мэриона Кобретти и Робокопа под одним доспехом, и пусть хардкорные фанаты этого не приняли, наши сердца такая спайка заставляет биться учащенно.


Все новости