Наша киноистория в лицах. Константин Эрнст

filmz

Казалось, что Константин Эрнст был всегда. И это почти правда. Он стоял у истоков современного российского телевидения, был одним из первых, кто научился снимать по-настоящему успешное и коммерчески выгодное кино. Он научился его правильно «продавать» зрителю и запустил волну интереса к отечественному продукту. Фанат кинематографа, киноман, киногик и при этом успешный продюсер с удивительным чутьем. Действительно, если бы Эрнста не существовало, его надо было придумать.

Стать первым

Константин родился в Москве 6 февраля 1961 года, но первые годы жизни прошли в Ленинграде. Его будущее не должно было быть связанным ни с кино, ни с телевидением. Отец будущего продюсера, академик Лев Эрнст, был знаменитым биологом, вице-президентом Россельхозакадемии. Поначалу маленький Костя учился в 35-ой ленинградской школе, но в связи с переводом отца в Москву семья перебралась в столицу. По родительским стопам в 1983 году он окончил биологический факультет, в 25 лет защитил кандидатскую по биохимии, успел поработать в генной инженерии. Несмотря на успешную научную деятельность, Эрнст не видел в ней своего будущего. С самого детства он «болел» кино. Специального образования у него не было, зато были идеи. С ними он в 27 лет и пришел в производственное объединение «Видеофильм». В «Видеофильме» творческой личности было где развернуться.

Конец восьмидесятых — время новых надежд, идей и пока плохо осознаваемой свободы. Эрнст начал делать несколько проектов, среди которых известный музыкальный полнометражный фильм «Радио тишины» (1988г.), короткометражное игровое кино Homo Duplex (1989 г.), на обоих выступая в качестве режиссера и продюсера. Также в 1988-ом в рамках «Радио тишины» он создал один из первых видеоклипов на отечественном телевидении: ролик на песню «Аэробика» группы «Алиса».

В том же году Эрнст появился на Центральном телевидении, где начал работать в молодежной редакции первого канала. Его первые шаги на ТВ — видеосюжеты о кино для программы «Взгляд». Спустя какое-то время Константин стал одним из сценаристов и режиссеров легендарной передачи, которая в тот период была на пике популярности. Эрнст работал на ней весь 1989 год, а затем принялся за собственную программу о кино, в которой он и автор, и режиссер, и продюсер. Его «Матадор» выходил в эфир пять лет и исчез с экранов в 1995-м, но знатоки до сих пор относят эту программу к числу лучших на нашем ТВ. Исчез с экранов и сам Эрнст. Он остался на телевидении, но с этого времени уже совсем в другой лиге. 1 апреля 1995 на первой кнопке появился новый телеканал, который до 2002 года назывался «Общественное российское телевидение» (ОРТ), в дальнейшем преобразованный в «Первый канал», хотя название «ОРТ» упоминается вплоть до наших дней. Сначала Эрнст там числился генеральным продюсером, на должность гендиректора его назначили только четыре года спустя, по личному распоряжению тогдашнего владельца канала Бориса Березовского.

В первый же год своей работы в должности генерального продюсера ОРТ Константин вернул каналу абсолютное лидерство, которое сохраняется и сейчас. В период 1995-1997 гг. Эрнст выступил автором и продюсером мюзиклов «Старые песни о главном — 1, 2, 3». Он первым на российском телевидении пригласил зарубежных суперзвезд для съемок в российской телепрограмме и ввел на телевидении моду на ретро. «Старые песни» обласканы вниманием зрителей и критиков, одарены различными призами и наградами. Награды не обходят стороной и лично Константина Эрнста. В 1998 г. он, к примеру, получил приз Российской академии телевидения «ТЭФИ» «За лучшую продюсерскую работу» (проект «Старые песни о главном — 3»). Впоследствии Эрнста наградят еще не раз. И не только за телепрограммы, но и за сериалы и телевизионные художественные фильмы.

Быть первым

Несмотря на явные успехи на телевизионной ниве, Эрнст, с детства фанатично увлеченный кино, мечтал о продукте для большого экрана. Впрочем, в середине девяностых заняться фильмами он еще не решался. Константин славится своим невероятным чутьем, поэтому, вероятно чувствуя, что время еще не пришло, до 1998 года он с большим кино не связывался.

Зато малые формы ему удавались неплохо. В 1995 г. совместно с Денисом Евстигнеевым он придумал и как продюсер реализовал на ОРТ т.н. «Русский проект». Это серия телевизионных роликов, длиной от 1 до 3 минут была первой социальной рекламой на территории России со времен распада СССР. Короткие ролики демонстрировали сцены из жизни обыкновенных российских граждан. В них отражались дружба, стойкость, выдержка, любовь, затрагивались проблемы тотального отсутствия денег, войны в Чечне, алкоголизма, связи поколений.

Кроме того, помимо отдельных роликов демонстрировалась сборка — где мелькали кадры, показывающие оптимистичный финал некоторых сюжетов — возвращение сына из армии, встреча космонавтов в Москве, свадьба после выпускного, возвращение домой шофера и т.п. Успех у прессы и профессиональной критики обеспечил проекту всенародную славу.

Тем не менее, Эрнст уже начал готовиться к дебюту в полнометражном кино. Тогда заработать на кинопрокате было невозможно, зато, как показывал опыт Сергея Сельянова, можно было сделать неплохие деньги на видеокассетах. В 1997 году появилась компания по производству видеокассет «ОРТ-Видео», которая должна была отчасти обеспечивать выручку будущим кинопроектам канала (читай, Константина Львовича). Войти в новую стезю в одиночку Эрнст не решился, поэтому поначалу вел кинопроекты осторожно, на правах сопродюсера. В 1998 году он запустил фильмы «Блокпост» (режиссер Александр Рогожкин, сопродюсер С. Сельянов) и «Мама» (режиссер Д. Евстигнеев, сопродюсер Игорь Толстунов). Картины имели большой успех в России и за рубежом, и получили множество призов на престижных фестивалях.

Андрей Краско в «Блокпосте»

Сотрудничество с проверенными этими проектами людьми продолжалось и в дальнейшем. В 2000 году Эрнст спродюсировал новый фильм Александра Рогожкина «Особенности национальной охоты в зимний период», а также продолжил совместную работу со старым другом режиссером Денисом Евстигнеевым. Он поддерживал его новый кинопроект «Займемся любовью» — это первая российская лента, эксплуатирующая откровенные темы и особый «молодежный» взгляд на жизнь. Эрнст запустил эту картину в сотрудничестве с Александром Атанесяном и Игорем Толстуновым. Кстати, дружба и совместная деятельность с Толстуновым продолжаются до сих пор. В сложные кризисные времена в 2009-ом продюсеры вновь объединили усилия. На свет появился новаторский телесериал «Школа» и провокационная криминальная драма «Чужая».

В 2003 году Константин Эрнст реализовал один из первых успешных дорогостоящих продюсерских проектов на телевидении. Это совместная российско-американская работа режиссера Родиона Нахапетова под названием «Русские в городе Ангелов». Снятый за небольшие по западным меркам деньги телесериал поразил тогдашнюю публику размахом и качеством. Сотрудничество с Нахапетовым продолжилось и в большом кино. В 2004 году в США вышел его боевик «Пограничный блюз», в котором Эрнст выступил исполнительным продюсером. В российском прокате картина не появилась, так как снималась для западного зрителя на английском языке.

В начале продюсерской карьеры Эрнст, не имеющий нужного кинематографического образования, понял, что остро нуждается в ком-то, кто мог бы восполнить имеющиеся у него пробелы. Таким человеком стал Анатолий Максимов, некогда научный сотрудник Музея кино и Всероссийского института искусствоведения, читавший курсы киноведения во ВГИКе, на высших курсах сценаристов и режиссеров в Москве, в нью-йоркском университете. Он-то и стал директором отдела кинопоказа канала ОРТ. Профессиональный кинематографический взгляд и опыт этого человека становились прекрасными дополнениям для чутья и продюсерского таланта «киномана» Эрнста.

«Мы с Толей (Максимовым — прим. авт.) вдвоем — один продюсер!» — признался однажды Эрнст. — «В нем есть то, чего нет во мне, и наоборот. И мы, довольно жестко споря о разных вещах, дополняем друг друга. Так вот, если мы с Толей кем себя и считаем, то «драгдилерами» нового русского кино. Мы подсадили молодую аудиторию на эту “отраву”».

Слова нескромные, но справедливые. Российское кино, в кинопрокате сроду не знавшее таких слов как «широкая аудитория» и «окупаемость», благодаря усилиям Эрнста начало постепенно приходить в себя. Более того, Константин сделал все, чтобы ввести у зрителя моду на отечественный продукт. Начиная с 2004 года для ряда проектов, ранее задуманных как телевизионные, продюсер рискнул запустить полнометражные версии. Первой ласточкой стали «72 метра». Патриотическая драма о подводниках, стоившая чуть более полутора миллиона долларов, с помпой рекламировалась на «Первом канале». Первый блин получился комом: окупиться в прокате картине не удалось, но у нее была телевизионная многосерийная версия, за счет которой Эрнст все-таки вышел в плюс. Вторым более успешным «блином» стал «Ночной дозор». И карусель закрутилась с невероятной силой.

Период 2005-2007 гг. — время больших творческих успехов Эрнста как кинопродюсера. Снимая качественный продукт за относительно малые деньги, он получил большие прибыли в прокате. В российской киноиндустрии наступило время недолгого подъема, подкрепленное ажиотажным зрительским спросом на русское кино. На гребне этой волны совместные работы Эрнста и Максимова творили в прокате чудеса, разрушая стереотипы и покоряя все новые кассовые вершины. Раз за разом «выстреливали» «Ночной Дозор», «Дневной Дозор», «Турецкий гамбит» и апофеозом всему стала «Ирония судьбы. Продолжение».

Анатолий Максимов, Тимур Бекмамбетов и Константин Эрнст на церемонии вручения кинонаград MTV (2006 г.)

Эрнст открыл кинематографу Тимура Бекмамбетова, чей профессиональный успех не мыслим без «Дозорной серии». Спустя два года они сотрудничали вновь, но после «Иронии судьбы» между ними произошел раскол. Его точные причины неизвестны, однако уже на съемках новогоднего «Продолжения» атмосфера между режиссером и продюсером накалилась. Судя по прессе тех лет, ситуация выглядит примерно так: Эрнст внес изменения в сценарий, настоял на утверждении Елизаветы Боярской на главную роль и оставил за собой исключительные авторские права на проект. Бекмамбетов же, полный собственных планов и амбиций, доделав проект, предпочел с Эрнстом уже не связываться.

Остаться первым

В 2007 году головокружение от успехов еще не прошло, но уже зазвучал первый тревожный звоночек. Константин Эрнст связался с одним из самых дорогостоящих и масштабных российских кинопроектов — «Ленинград». Одновременно снималась двухчасовая версия для киноэкранов и сразу восемь серий телевизионного фильма. Съемки проходили в Петербурге, Лондоне, Будапеште. В картине предполагались крупные батальные сцены, множество спецэффектов, на главную роль рассматривали Николь Кидман. Бюджет ленты, снимаемой совместно с британскими продюсерами, около $13 млн., однако эта киноэпопея особым спросом у зрителя не пользовалась. В прокат тогда она так и не вышла, и лишь спустя два года после премьеры телеверсии скромно прошла по паре московских кинотеатров.

Концепт-арт Сергея Мусина к «Адмиралу»

Увлеченность гигантскими бюджетами также сыграла злую шутку. На волне успеха «Дозоров» и «Гамбита» «Дирекция кино» запустила двадцатимиллионного «Адмирала». И хотя в продюсерах этого проекта Константин Эрнст официально не значился, эксперты не сомневаются в том, что без него там никак не обошлось. «Адмиралъ» выступил в прокате довольно успешно, но его крупные кассовые сборы не смогли отбить затрат. Историческая драма Андрея Кравчука стала последним фильмом студии, снятым с таким размахом. Чувствуя, что ветер меняется, Эрнст заморозил другие большие проекты. Остановился и амбициозный фантастический проект «Глубина» по мотивам произведений С. Лукьяненко.

В дальнейшем Эрнст решил сосредоточиться на фильмах меньшего масштаба. Это полностью соответствует его стратегии.

«Мы развиваем коммерческое кино, мы занимаемся гальванизацией трупа, мы хотим, чтобы он, наконец, привстал из гроба. Когда больной оживет и начнет понемногу ходить, можно позволить себе довольно радикальный «артхаус»!» — Константин Эрнст в интервью журналу «Сеанс».

После кассовых успехов своих картин продюсер все-таки решился поэкспериментировать с формами и жанрами, но эти эксперименты не принесли ему успеха. Необычный мультфильм «Про Федота-стрельца, удалого молодца» не окупил своего относительно малого бюджета, а снятый годом ранее затратный долгострой Сергея Соловьева «Анна Каренина» настолько сложен и неоднозначен, что до сих пор не может найти себе дистрибьютора и выйти в прокат. Последний продюсерский проект, вызывающе провокационная криминальная драма «Чужая», с треском провалился в прокате. На руках у Эрнста есть и еще один сложный во всех отношениях фильм — «Край», стоящий невероятных для авторского кино денег. Впрочем, силу PR-машины «Дирекции кино» и «Первого канала» еще никто не отменял. У «Края» есть шансы выйти на окупаемость. Хотя, сделать это только в кинопрокате, наверное, вряд ли удастся.

Владимир Машков в «Крае»

Тем не менее, в мире кино имя Константина Львовича давно уже является брэндом, гарантирующим силу, новаторство и, главное, качество. О его кинематографических планах сейчас достоверно ничего неизвестно, однако проекты у него есть. Эрнст любит преподносить приятные сюрпризы, удивляя общественность неожиданным и очень необычным продуктом. Ему только 49 лет, он полон сил и творческих планов. Но главное, он по прежнему столь же сильно, как и много лет назад, любит кино и готов им заниматься. «Голливуд заставил ленивых толстозадых российских кинематографистов снимать, монтировать, делать спецэффекты — разговаривать на языке, который тинэйджеры понимают и другого понимать не хотят», — резюмирует Эрнст в одном интервью. — «Мы очень благодарны, но теперь будем делать свое кино сами!» Сами понимаете, после таких слов за судьбу российского кинематографа по-прежнему можно не беспокоиться.

Избранная фильмография
Название Прокат Год Объявленный бюджет Сборы
в России
* точных данных нет
** вместе с бюджетом ТВ-версии
*** бюджет на продвижение
**** фильмы «Ночной дозор» и «Дневной дозор» снимались на один телепроект, затраты на который не разделялись. После деления фильма на две части и успеха «Ночного дозора» «Дневному» потребовались досъемки, однако затраты на доработку не разглашаются. Сумма $4 200 000 также условна. Точных цифр нет.
Край Централ Партнершип 2010 $11 000 000* нет данных
Чужая XX век Фокс 2010 $4 000 000 $1 718 525
Анна Каренина в прокат не выходил 2009 $2 500 000*
Про Федота-Стрельца, удалого молодца Наше Кино 2008 $1 500 000* $2 586 097
Адмиралъ XX Век Фокс 2008 $20 000 000* $34 518 207
(официально, продюсер только ТВ-версии)
Ленинград Парадиз / ГУП Московское кино 2007 $13 000 000** нет данных
(совместное производство с Великобританией, выход в ограниченный прокат в 2009 г.)
Ирония Судьбы. Продолжение XX Век Фокс 2007 $5 000 000 + $4 500 000*** $49 819 700
Турецкий гамбит Гемини 2006 $4 000 000** $18 500 000
Дневной дозор Гемини 2006 $4 200 000**** $31 965 087
Ночной дозор Гемини 2005 $4 200 000**** $16 239 819
Пограничный блюз в прокат не выходил 2004 $2 500 000
72 метра Гемини Киномир 2004 $1 600 000 $2 640 000
Займемся любовью Каропрокат 2001 $1 000 000 $273 174
В августе 44-го Панорама кино 2001 $5 052 780 нет данных
Особенности национальной охоты в зимний период West 2000 $240.000
Мама Мост-Синематограф 1999 $3 000 000 + $500 000*** $1 200 000
Блокпост СТВ / OPT 1999 нет данных $35 000

Все новости