Властелин Колец: Возвращение Короля | Вчера и завтра Питера Джексона

Дом, который построил Фред / В дурном вкусе
Живая мертвечина / Небесные создания / Забытое серебро
Кинг Конг
Хоббит

Вот и подошла к концу одна из самых одиозных глав мирового кинематографа. Беспрецедентный проект экранизации "Властелина Колец", насчитывающий в своём активе 280 миллионов долларов бюджета, 20500 статистов и 900 миллионов кассовых сборов, вряд ли кто-то решится повторить и уж тем более превзойти. Давайте же, на пороге последнего откровения, вспомним, с чего всё начиналось и кто же он такой, этот Питер Джексон!

В начале далёких 80-х чахлая кинокомпания New Line Cinema изо всех сил боролась за выживание. Неудачные малобюджетные проекты настойчиво тянули студию к полному банкротству, пока на пороге не появился добрый волшебник. Звали его Уэс Крэйвен. Уже состоявшийся, но не оцененный в полной мере режиссёр, принёс сценарий, обошедший все крупные студии и от которого продюсеры шарахались, как чёрт от ладана. История рассказывала о подростках из среднестатистического американского городка, которых одного за другим умерщвлял незримый убийца по имени Фредди Крюгер.

Доработав сценарий, и расширив образ убийцы, Крейвен снял фильм, ставший легендой хоррора. "Кошмар на улице Вязов" сделал столь впечатляющие кассовые сборы и пользовался такой феноменальной популярностью, что New Line не только выползла из долговой ямы, но и стала самой успешной из независимых студий. За снятые впоследствии пять сиквелов, New Line уже стали в шутку называть "домом, который построил Фред", памятуя о небывалом успехе первого фильма.

Изрядно раздобрев за последующую декаду, New Line не забыла-таки про успех Крейвена, и на свой следующий крупный проект пригласила малоизвестного новозеландского режиссёра Питера Джексона, прославившегося в узком кругу любителей ирреального "чёрным" ужастиком "В дурном вкусе" (Bad Taste). Надо заметить, что слова "крупный проект" характеризуют "Властелина Колец" примерно так же, как возглас "Недурно!" отражает чувства знатока живописи при взгляде на "Джоконду" Да Винчи. Небывалая стоимость и размах готовящейся постановки поразил даже видавших виды голливудцев: три года съёмок и бюджет, чуть-чуть не дотягивающий до 300 миллионов! Даже знаменитый "Титаник" обошёлся дешевле! Тем удивительнее для всех был факт утверждения на режиссёрскую должность Питера Джексона.

Никто не мог дать сколь нибудь точных прогнозов, касательно успеха картины. В разные годы уже предпринимались попытки экранизации бессмертного творения Толкиена, и каждый раз блин выходил комом. Что же получится у Джексона, не знал никто. Но триумф "Братства кольца" с лихвой оправдал литры валерианки, выпитой руководством New Line. 66 миллионов долларов за первый уикенд и 4 "Оскара" по 13 номинациям стоили того! Подобно грибам после дождя, Интернет заполонили фанатские сайты, разбиравшие по кадрам картину и анализировавшие творчество "тёмной лошадки".

А анализировать было что. Как уже замечалось выше, дебютной лентой режиссёра стала картина "В дурном вкусе", повествующая о слизнеобразном гуманоиде, прилетевшем на Землю на метеорите и пожиравшем человеческие мозги.

Идея картины пришла в голову Джексону в самом начале 80-х. Первоначально, самопровозглашённый режиссёр планировал снять 15-минутную короткометражку с участием собственных друзей. Работа над картиной закипела в 1983 году. Однако идеи, распиравшие голову Джексона, трансформировали зарисовку в полноценную картину, продолжительностью 92 минуты! Снимавшийся в течение 4 (!) лет, фильм, как и задумывалось, объединил компанию друзей. Снимая исключительно по уикендам, друзья месяц за месяцем жертвовали выходными днями во благо общего дела. Копеечный бюджет ленты, в большинстве своём состоял из накоплений Джексона, сделанных им во время работы в заштатной газетёнке. Снятый на любительскую 16мм камеру, в последствии фильм был перенесён на 35мм для кинотеатральных показов. "В дурном вкусе" - яркий пример того, что можно сделать с мизерным бюджетом и большими амбициями.

Специальные эффекты, использованные в картине, ребята осуществляли сами: нож, проткнувший голову, был, например, просто картонным муляжом с небольшой трубкой, через которую брызгала "кровь". Очень опасным, по словам Питера, был трюк, в котором он сражается сам с собой на краю утёса - снимать его было невероятно трудно. Герои сражались с пришельцами кувалдами и размахивали ими, что было сил. Один из актёров не удержал свой молот, и он сорвался вниз, пролетев лишь в нескольких дюймах от камеры... Ещё один пример самодеятельности - овца, в которую стрелял герой Джексона. Это было ни что иное, как обычный стол, заставленный взрывчаткой и обмотанный шерстью!

Картина изобиловала всевозможными киноманскими цитатами и отсылками, которые только можно себе вообразить. Так, дорожные знаки в начале фильма с надписью Кастл Рок - это ни что иное, как дань уважения Стивену Кингу. К слову, из-за этих знаков "киношники" имели несколько неприятных стычек с полицией: (рассказывает Крейг Смит) "Мы - я, Питер, Пит О'Генри и Кен Хаммон ехали в машине моей бывшей жены и останавливались у каждого знака. Мы стирали на них надписи и рисовали то, что нужно было нам по сценарию. Особенно усердствовал Питер, потому что как раз читал "Кристину" Кинга. А какой-то автолюбитель заподозрил нас в вандализме и вызвал полицию. Они приехали и не знали, что с нами делать - настолько безумные вещи мы им рассказывали!"

Создатели "Дурного вкуса"

Трейлер
Real Player High Resolution (21.5Mb)

Неожиданный успех "Дурного вкуса" дал возможность Джексону начать карьеру в большом кино. Следующей своей работой он избрал издевательство над популярным кукольным шоу Маппетов. Написав вместе с Фрэнсисом Уолшем и Стивеном Синклэром сценарий, ставить "Познакомьтесь с Фиблами" (Meet the Feebles) он решил сам. Лучше всего картину характеризуют слова из краткого синопсиса сценария, звучащие так: "Обкуренные Маппеты". Деньги на производство ленты частично дала студия New Zealand Film, а частично они покрывались доходами с "Дурного вкуса".

Однако что-то не заладилось, и режиссёру не хватило двенадцати недель, чтобы завершить картину. Студия приказала отдать весь снятый материал для самостоятельного монтажа и досъёмки. Джексон так и поступил, однако под покровом ночи он вскрыл офис студии, смонтировал фильм по своему (дурному?) вкусу и выпустил его под названием "Лягушки войны" (Frogs of War).

Питер Джексон и куклы-Фиблы

Трейлер
Real Player High Resolution (21Mb)

В третьей своей картине Джексон решил вернуться к жанру, принесшему ему славу, и снял жестокую чёрную комедию о зомби "Живая мертвечина" (Braindead / Dead Alive). Забегая вперёд, стоит отметить, что, как и "В дурном вкусе", "Живая мертвечина" пользовалась невероятной славой в кругах почитателей жанра и быстро достигла культового статуса, став большим раритетом.

Питер Джексон в окружении муляжей из "Живой мертвечины"

В "Мертвечине" Джексон вновь выступил как актёр, правда, на сей раз, это было лишь камео (роль безумного ассистента). Фарсовая природа фильма была, увы, не всеми понята и по этой причине британские и австралийские критики довольно холодно приняли ленту - им достался сокращённый вариант картины. Германские же прокатчики сократили уже купированную версию ещё сильнее.

Солидный, для дешёвого ужастика начала 90-х, бюджет в 3 миллиона долларов позволил режиссёру вдоволь наэкспериментироваться со спецэффектами, выдав незабываемый, по своей отвратительности, финал. В одной-единственной сцене он умудрился использовать более 300 литров крови!

Трейлер
Real Player High Resolution (15Mb)

Вдоволь потешив свои подростковые фантазии, Джексон сделал крутой разворот и жанром своего четвёртого фильма избрал романтическую драму.

Взяв за основу реальную историю, произошедшую в 1950 году в городке Крайсчёрч и на волне шумихи, поднятой судебным процессом по делу актёра О. Джей Симпсона, режиссёр создал рассказ о дружбе, одержимости и убийстве. Отчасти, толчком к появлению картины послужило любопытство жены Джексона, интересовавшейся подробностями дела Паркер-Холм. Питеру пришлось пообщаться с массой людей, имевших отношение к происшествию, чтобы попытаться воссоздать картину конфликта. Но немаловажно также и то, что он специально не связывался с непосредственными участницами скандала - Джульеттой Холм и Полин Паркер.

И вновь Джексон принимает решение засветиться в камео в роли человека, которого целуюет героиня Кейт Уинслет при выходе из кинотеатра - лавры Хичкока не дают спать спокойно...

Трейлер
Real Player High Resolution (17Mb)

Собрав отличную прессу, режиссёр, казалось бы, должен был податься в мейнстрим и почивать на лаврах, однако Джексон решает вернуться к экспериментам и снять самую, пожалуй, необычную ленту в своей карьере.

Объединив усилия с Коста Ботасом, он пишет сценарий о новозеландском первопроходце от кинематографа Колине МакКинзи. Однако стилистически, сценарий совсем не напоминает помпезную кинобиографию, напротив, это - псевдодокументальный фильм, в котором показаны всевозможные эксперименты с цветом, звуком, операторскими приёмами начала века.

Забавный взгляд на кинопроцесс стал любимейшим триумфом Джексона, доказавшего, что даже документальный фильм может пользоваться популярностью. В картине участвует множество известнейших кинодеятелей - от Сэма Нила, Харви Вайнштейна и Леонарда Молтина, до самого Питера Джексона.

Оглушительный успех трилогии "Властелин Колец" приковал самое пристальное внимание к персоне Питера Джексона. Всех интересовало одно: будет ли он экранизировать "Хоббита", являвшегося в своём роде приквелом "Властелина"? Ответ Мастера обескуражил многих. По словам режиссёра, он настолько измотан фэнтезийной тематикой, что пока не рассматривает всерьёз такую возможность.

Разочарованию киноманов не было предела - человек, сумевший на собственных плечах поднять такую махину, отказывался от своего детища. Ну кому, как не ему продолжать рассказ об истории Кольца Всевластья? Однако новая сенсация помогла быстро позабыть разочарование от слов Джексона. Ещё бы - режиссёр объявил название своего следующего проекта. Им стал не менее амбициозный и столь же дорогостоящий римейк одного из самых известных фантастических фильмов Голливуда. Питер Джексон замахнулся на "Кинг Конга"!

Как оказалось, проект вынашивался режиссёром очень давно. Лента 1933 года стала первым фильмом, который будущий кинодел посмотрел в своей жизни. Естественно, что детское потрясение не прошло бесследно, и всю свою жизнь Джексон бессознательно шёл к этой постановке. Ещё в студенческие годы большой шутник и мастер всевозможных розыгрышей, он соорудил себе костюм гориллы и бегал в нём по кампусу, распугивая однокурсников и доводя до полуобморочного состояния случайных прохожих.

Остепенившись, имея за спиной несколько киноработ, он объединил усилия с Фрэном Уолшем и сел за написания чернового варианта сценария. Закончив работу в 1997 году, Джексон долго обивал пороги студий в тщетной надежде получить солидный бюджет и зелёный свет на постановку. Но в тот год на экраны выходили ещё два сходных по тематике фильма - "Годзилла" и "Могучий Джо Янг", поэтому студии предпочитали не рисковать. Отчаявшись услышать долгожданное "да", он положил сценарий в долгий ящик и приступил к другому проекту, но кому-то из киноманов удалось-таки заполучить копию, долгое время ходившую по Интернету. Прочитать её можно здесь.

Стоит отметить, что сам Кинг Конг появлялся в кино не один и не два раза. На волне новомодных фильмов о Годзилле, японские кинематографисты не позабыли и про гигантскую гориллу, сделав её звездой своего очередного "блокбастера" "Годзилла против Кинг Конга". Итальянский продюсер Дино Де Лаурентис, ловко спекулировавший на интересах публики, тоже снял две картины, пользовавшиеся огромной популярностью в нашей стране - "Кинг Конг" с Джеффом Бриджесом и дебютанткой Джессикой Ланж и "Кинг Конг жив" с Линдой Хэмилтон. Но ни одна из этих лент не сумела, да и не пыталась передать очарование и атмосферу оригинальной картины, акцентируя внимание на спецэффектах и тотальных разрушениях.

Постер оригинального "Кинг Конга"

Сценарий Джексона же изначально не рассматривал "Кинг Конга" с точки зрения фильма ужасов. Его сюжет был решён в ключе приключенческого романа, проводя параллели с арабским эпосом о Синдбаде. В сценарии не было действительно плохих парней, лишь плохие идеи (подобно транспортировке гориллы в Нью-Йорк). Однако, как бы хорош и свеж не был взгляд режиссёра на классику, вернуться к детской мечте он смог лишь спустя пять лет, имея в резюме козырного "Властелина Колец". Теперь перед ним распахнуты все двери и доступен любой бюджет.

Пользуясь своим привилегированным положением, Джексон решил использовать в картине новейшие технологии, особенное внимание уделяя эпизодам на Острове Черепа (примерно две трети фильма будут происходить там). Его Кинг Конг обещает стать уникальным и захватывающим дух созданием. Как и в случае с Толкиеном, снимать фильм режиссёр будет в Новой Зеландии, а над спецэффектами вновь потрудится компания Weta, дважды удостоенная "Оскара" за визуальные эффекты трилогии "Властелин Колец". Она же поможет воссоздать первобытные джунгли и Америку 30-х годов.

За финансирование мегапроекта взялась студия Universal, выделив Джексону около 200 миллионов долларов. Спустя неделю после премьеры "Возвращения короля" Питер, Фрэн и Филипп Бойенс приступили к переписыванию сценария 1997 года. По завершении первой версии шестилетней давности, Джексон говорил в интервью, что оставил прежней саму историю, но значительно переработал многие детали. Теперь же он решил кардинально переделать весь фильм, не желая снимать "цветную версию оригинала", подобно тому, как не хотел делать "киноксерокс" книги Толкиена. Съёмки планируется начать в августе 2004 года, чтобы показать премьеру уже в 2005-м. Повторяя свой опыт "Властелина", Джексон вновь решил задействовать в картине новозеландскую команду, однако Universal настояла на международных звёздах в главных ролях.

Кадр из "Кинг Конга" 1933-го года с автографом Фэй Врэй

Главная женская роль, в оригинальной ленте исполненная Фэй Врэй, а в картине 1976 года Джессикой Ланж, предполагает наличие у исполнительницы сильного голоса, ведь по сценарию актрисе придётся много кричать. Прослушивание режиссёр проводил в звукозаписывающей студии, где потенциальные жертвы гориллы могли голосить, сколько душе заблагорассудится. Выбор пал на Наоми Уоттс, незадолго до того блеснувшей в "Малхолланд Драйве" и закрепив успех в другой ленте с обилием воплей - римейке японского ужастика "Звонок". Впрочем, делая реверанс в сторону классики, Джексон планировал пригласить на небольшую роль-камео и 95-летнюю Фэй Врэй, однако та отклонила предложение, мотивировав отказ необходимостью "дальнейшей эволюции Конга". Согласно первоначальной версии сценария, Врэй должна была появиться в финале ленты и произнести знаменитую фразу: "Это красота убила чудовище!"

Нью-Йоркские сцены Джексон предполагает воссоздавать в Новой Зеландии: "Мы арендуем какое-нибудь поле и застроим его макетами улиц и зданий в масштабе 1:10. Сам Конг получится 1:9,5. Затем мы обработаем отснятый материал на компьютере, увеличим высоту домов и достроим город. Конга и всех динозавров мы сделаем столь же реальными, как и Голлум, благо, что наши мастера по спецэффектам отлично набили руку на "Властелине Колец" и сделают всё на пять баллов". Стоит заметить, что ещё до подготовки к экранизации Толкиена, Джексон и Weta успели поработать над концепцией будущей ленты и помимо сценария представили Universal готовый концепт-арт.

"Мне сильно повезло, что мой следующий фильм стал тоже крупным проектом - у нас большая команда квалифицированных специалистов, которых мы задействуем в работе. Если бы моя картина была малобюджетной, то большинство парней искало бы работу на других проектах, и, возможно, уехало бы из страны". Создание образа гориллы пройдёт по сходной с рождением Голлума схеме. "Энди Сёркис на сей раз подарит свою пластику Конгу" - говорит Джексон. На роль же Карла Дэнама - искателя приключений, привезшего обезьяну в Нью-Йорк - режиссёр рассматривает кандидатуры Джорджа Клуни и Роберта Де Ниро. Не забыл он и о Элайе Вуде и Яне МакКеллене, которые тоже жаждут засветиться в картине.

Что из этого выйдет - покажет время, а мы пока обратим свой взор на девятый проект Питера Джексона, увидеть свет который должен не раньше 2007 года.

Как уже замечалось, основная масса вопросов к режиссёру после завершения принципиальных съёмок "Возвращения короля" касалась предыстории Кольца Всевластья - повести Толкиена "Хоббит, или туда и обратно". "Люди спрашивали меня - собираюсь ли я снимать "Хоббита" - и ответом всегда было твёрдое "нет" - говорит Джексон. "После завершения работы над трилогией, мне просто необходим перерыв, что-то, чтобы отвлечься. Я не говорю, что я никогда не сниму этот фильм, но в том, что мой ближайший проект не будет "Хоббитом" - в этом вы можете быть уверены".

"С одной стороны, я не прочь, чтобы "Хоббитом" занялся другой режиссёр, а у меня была бы возможность посмотреть фильм в качестве простого зрителя, но с другой стороны - я бы чувствовал себя очень странно. В принципе, никто официально не предлагал мне эту постановку, но если бы студии обратились ко мне с запросом, я бы рассмотрел его со всей серьёзностью".

Уже осенью 2003 года по голливудским кулуарам поползли слухи, что "Хоббит" станет телевизионным проектом. Масла в огонь подливал Ян МакКеллен, замечая в многочисленных интервью, что не прочь вновь надеть мантию Гэндальфа Серого в телевизионной постановке. Однако вряд ли такая возможность рассматривалась всерьёз - слишком больших капиталовложений она требовала. И действительно, на премьере "Возвращения короля" продюсер New Line Cinema Марк Одески обмолвился о возможном киноварианте "Хоббита".

Но так легко начинавшаяся история вскоре погрязла в болоте переговоров с наследниками Толкиена о правах на экранизацию. Стимула New Line прибавил сам Джексон, заявив, что если права будут получены, то он с удовольствием приступит к работе в 2006 году. "Я очень хочу сделать этот фильм, потому что без него история Кольца была бы неполной" - сказал он.

Почти ни один из персонажей "Властелина Колец" не фигурирует в "Хоббите", за исключением Гэндальфа, сыгранного Яном МакКелленом и Голлума в исполнении Энди Сёркиса. По словам режиссёра, в картине может появиться и Арвен - эльфийская принцесса, чью роль играла Лив Тайлер.

Текущую ситуацию вокруг проекта разъяснил сэр Ян МакКеллен, участвовавший в ток-шоу 4 канала "Ричард и Джуди". "В настоящее время две студии владеют правами на постановку. Как только они договорятся между собой, мы с Питером (Джексоном) сядем за стол переговоров. Мы недавно заявили об этом студиям, и в настоящее время Питер ожидает ответа".

МакКеллен также упомянул, что планирует вернуться к образу Гэндальфа Серого, ибо Гэндальфа Белого оценивает как "палку, извалянную в грязи".

А пока дрязги вокруг столь лакомого кусочка не стихают, фанаты соревнуются друг с другом в мастерстве монтажа, предлагая на суд зрителей самодельные ролики будущего фильма, сделанные из эпизодов "Властелина Колец".

Будет ли фильм когда-либо снят? Сложно сказать. Впрочем, учитывая феноменальный успех "Властелина", сложно найти доводы против постановки. Но всё это - далёкое будущее, а пока нам ещё предстоит насладиться третьей главой саги о бесстрашных хоббитах, благородных эльфах и мудрых магах. Вперёд, на штурм кинотеатров!

Питер Джексон в окружении труппы "Властелина Колец"


Все новости