Год спустя. Избранные сценарии «Черного списка'11», часть 1

filmz

В «Черный список» в 2011 году попало семьдесят три сценария — это заслужившие наибольшего количества упоминаний в профессиональной среде сюжеты, которые за год не попали в производство. Мы решили проанализировать причины, почему год спустя многие из них так и не стали настоящим кино. Мы уже рассказывали подробно про работу «Когда наступает ночь*», занявшую в нем второе место, а сейчас представляем обзор некоторых других работ, логлайны которых показались нам наиболее интересными для ознакомления.

Каждый декабрь в Голливуде составляют так называемый «Черный список» нереализованных сценариев. Более трехсот человек, занимающих крупные посты на киностудиях, выбирают десять наиболее понравившихся им скриптов, которые так и не были запущены в производство в текущем году.

Чтобы попасть в «Черный список», сценарий должен был набрать как минимум шесть упоминаний. Стоит помнить, что составители списка постоянно подчеркивают, что эти сценарии никак не подходят под категорию лучших — это просто любимые работы продюсеров, по разным причинам пока так и не воплощенные на большом экране.

После публикации списка, судьба работ складывается по-разному: некоторые быстро реализуются (например «Операция «Арго» из списка 2010 года), некоторые подвергаются массивному переписыванию и тоже уходят в производство (например, занявший третье место в том же списке 2010 года «Все, что тебе нужно, — это убивать»), но большинство так и остаются неснятыми, и широкая публика больше никогда о них не услышит.

Хотя для самих сценаристов попадание их работы в список, как правило, полезно. Пусть это и не гарантирует ее экранизации, но сам факт попадания значительно повышает вероятность того, что скрипт будет приобретен каким-то продюсером или студией (если его еще не успели продать).

«Чубакка» (Chewie)
Авторы: Эван Сассер и Ван Робишо
Жанр: комедия
Логлайн: cатирический взгляд на создание «Звездных войн» глазами Питера Мэйхью, игравшего Чубакку
Эпиграф сценария: Данная история является вымышленной. Любое сходство с людьми, умершими или живущими связано с тем, что это полная правда
Объем: 100 страниц
Место в «Черном списке»: 3 (59 голосов)

Этот сценарий относится к той категории работ, шансы которых на экранизацию примерно равны тому предположению, что в Голливуде когда-нибудь вдруг перестанут выпускать сиквелы кассово-успешных фильмов.

И тому есть несколько причин. Во-первых, чрезмерное обилие реальных знаменитостей, которыми буквально напичкан скрипт — начиная от полного каста «Новой надежды» и заканчивая бывшим президентом студии «20 Век Фокс» Аланом Лэддом. Если еще можно предположить, что на роли некоторых малоизвестных широким массам VIP`ов можно взять актеров, то кто будет играть Харрисона Форда образца 1976 года, Кэрри Фишер или покойного сэра Алека Гиннесса? Использовать CGI? Сомнительно, что даже всех мощностей лукасовской ILM хватило бы для такого трюка.

Во-вторых, собрать такую «звездную тусовку» реально лишь при условиях полного согласия всех знаменитостей, что опять же выглядит маловероятным.

И в-третьих — это сама история. На сайте IMDB есть замечательная рубрика Trivia, откуда можно почерпнуть немало интересных вещей о съемках того или иного фильма. В данной рубрике «Новой надежды» на текущий момент числится порядка 230 таких фактов. Оттуда можно узнать много всякого — о том, как Джордж Лукас не хотел брать на роль Соло Харрисона Форда, о том, как пограничники в Тунисе приняли съемочную группу за военных, из-за чего чуть не разгорелся межгосударственный конфликт, о сложной истории создания фильма и трениях Лукаса со студией…

Собственно говоря, сюжет сценария по большей части не выходит за рамки вот таких вот общеизвестных фактов. Повествование ведется от лица Питера Мэйхью, который по скрипту выглядит этаким скромным и трогательным в своей застенчивости великаном, чуть ли не единственным, кто верит в успех Лукаса… Но как персонаж он просто скучен. Единственный конфликт, приходящийся на него, это ссора с врачом больницы, где Питер работает санитаром, что выражается в тройке почти одинаковых сцен, суть которых сводится к тому, что шеф читает подчиненному нотации, по окончании последней из которых тот увольняется. И это, откровенно говоря, малоинтересно. К тому же, в начале сценария Мэйхью ломает «четвертую стену», обращаясь прямо к зрителям, и этот факт с самого начала настраивает на то, что повествование будет вестись в таком же ключе. Однако затем весь сюжет подается в хронологическом порядке без каких-либо закадровых голосов и комментариев, отчего разовое использование данного приема остается малопонятным.

Питер Мэйхью

Назвать сценарий сатирой тоже не поворачивается язык — в нем есть парочка шуток и забавных ситуаций, и конечно, было бы здорово увидеть как Харрисон Форд курит косяки, посылает в одно место Ричарда Дрейфуса и заводит интрижку с Кэрри Фишер, а Брайан Де Пальма после просмотра монтажной версии фильма ругает Лукаса за то, что после бластерных ранений у людей совсем нет крови и советует сделать начальные титры — но это именно что забавно, но не более того.

По большому счету, главное, что можно вынести после прочтения «Чубакки*» — это то, насколько сильна народная любовь к вселенной, придуманной Джорджем Лукасом. И третье место данной работы в «Черном списке» 2011 года, при всей ее сложной реализуемости, служит тому красноречивым подтверждением.

«Чужак» (The Outsider (Gaijin)
Автор: Эндрю Болдуин
Жанр: криминальный, драма, триллер
Логлайн: Япония после Второй мировой войны. Бывший американский военный выходит из тюрьмы и пробивается к вершинам власти в якудзе
Объем: 125 страниц
Версия: от 17.06.2011
Место в «Черном списке»: 4 (53 голоса)

Эндрю Болдуин не может пожаловаться на недостаток работы: хотя ни один из его скриптов до сих пор не был экранизирован, но, по крайней мере, они на слуху и регулярно покупаются — скрипт West is Dead попал в «Черный список» 2008 года, Red Asphalt должен был стать проектом Тимура Бекмамбетова, а последняя работа «Чужак*», заняла четвертое место в «Черном списке» 2011 года и была достаточно быстро приобретена студией Warner Brothers.

Послевоенная Япония, 1954 год. Американец Ник Лоуэлл попадает в местную тюрьму. Ник классический «человек без прошлого» — мы не знаем, кто он, чем он раньше занимался, откуда получил свой устрашающий шрам на руке, где выучил японский и так хорошо овладел некоторыми боевыми приемами.

В тюрьме Ник помогает молодому якудзе Куоши выбраться на волю и это не остается незамеченным: глава семьи Мацуоко по имени Акихиро вскоре организует его освобождение и предлагает ему работу. Да, Ник чужеземец, «гайдзин», человек второго сорта, практически никто в местном обществе. Но в то же время он может быть весьма полезным приобретением в условиях американской оккупации. Например, никакой японец не может просто пойти и припугнуть арендующего местный склад американского бизнесмена, не желающего платить за «крышу» — а вот у Ника с этим не возникнет никаких проблем.

После пары удачных дел Ник начинает постепенное продвижение по ступенькам криминального мира и вскоре добивается того, чтобы его приняли в семью. Параллельно, он влюбляется в сестру Куоши, что чревато проблемами. Но основные неприятности еще впереди: один из подручных Акихиро решает предать своего босса и организует покушение на него. И теперь Нику, ставшему фактически номером два в семье, приходится возглавить сохранивших верность якудза в предстоящей внутриклановой войне…

Скрипт вызывает неоднозначные впечатления. С одной стороны, в нем есть занятная концепция, что-то вроде интерпретации «Лица со шрамом», но на территории Японии. Американец, который через сонм вековых традиций и догм пробивается на вершину криминального мира в абсолютно чужой стране — это действительно интересно. Есть большое количество любимого многими зрителями японского колорита — вроде сеппуку, отрезания пальцев и даже весьма странного ритуала, когда якудза «причащаются» пеплом своего убитого собрата.

Но с другой стороны, главный герой, вокруг которого и строится всё повествование, получился не особо интересным. Тот же Тони Монтана, к примеру, хоть и был подонком, но при этом обладал потрясающей харизмой, сочетавшей своеобразный кодекс чести и неуемную жажду власти. Ник же классический киношный пример «хорошего» бандита. Да, он вроде и уголовник, но под его раздачу попадают только те, кто этого заслуживает — а так он отличный парень и чуть ли не примерный семьянин, который где-то оступился и которому пришлось искать новую родину. В нем абсолютно нет внутреннего конфликта. Если снова обратиться для сравнения к творчеству Брайана Де Пальмы, Карлито Бриганте из «Пути Карлито» разрывался между стремлением навсегда завязать с преступным миром и желанием помочь другу. В «Чужаке» же единственный реальный конфликт Ника разворачивается между ним и членами «семьи», не желающими принимать его — и то, он в основном разрешается уже к середине скрипта. Есть, конечно, линия с прошлым Ника в виде его бывшего сослуживца и сестры — но в сценарии она находится в откровенно зачаточном состоянии.

Структура повествования тоже оставляет желать лучшего. Практически весь скрипт ждешь, когда же две противоборствующие семьи схлестнуться в схватке. Но неизбежная война начинается лишь на 97-й странице — да и войной это можно назвать с большой натяжкой, скорее — парой разборок. А концовка смущает своей откровенной скоротечностью.

Но в целом, это все же интересная концепция, которая после основательной доработки могла бы послужить основой для неплохого криминального фильма. На самом деле, чтобы запустить такой фильм в производство надо не так уж и много — нужна всего лишь звезда, которую бы заинтересовала роль Ника и которая бы привлекла достаточно зрителей в кинотеатры (стоит отметить, что минимум половина диалогов в сценарии произносится на японском — а нелюбовь голливудских студий к субтитрам хорошо известна).

Скрипт некоторое время разрабатывался в недрах студии Warner Brothers. Планировалось, что пост режиссера достанется Даниелю Эспиносе, а на главную роль слухи прочили Майкла Фассбендера, который, без всякого сомнения, смог бы вытянуть на себе этот проект. Но, по всей видимости, слухи оказались лишь слухами — да и учитывая огромную занятость актера, с трудом верится, что он нашел бы в своем графике лишний год, чтобы заняться этим фильмом.

Поэтому на данном этапе вероятность того, что работа Болдуина доберется до большого экрана, кажется маловероятной. А время покажет, насколько точен этот прогноз.

«Отец и дочь: История вооруженного ограбления и эскимосских поцелуев» (Father Daughter Time: A Tale of Armed Robbery and Eskimo Kisses)
Автор: Мэттью Олдрич
Жанр: драма
Логлайн: Отец вместе с одиннадцатилетней дочерью совершает вооруженное ограбление и пускается в бега
Объем: 107 страниц
Место в «Черном списке»: 5 (43 голоса)

Тео недавно вышел из тюрьмы и вынужден соблюдать условия условно-досрочного освобождения. Из-за проблем с алкоголем Тео теряет даже работу уборщика туалетов. У Тео есть 11-летняя дочь Мэгги, которую он очень любит. Дочь живет со своей мамой Бернадетт и богатым отчимом Рэндаллом, которые собрались пожениться и переехать в Денвер. Мэгги, которая только входит в подростковый возраст, приходит в отчаяние от мысли, что больше не сможет видеться с папой.

В это же время в результате стечения обстоятельств Тео совершает преступление. Это порождает целую цепочку событий, из-за которых ему с Мэгги приходится бежать за пределы штата. Не имея денег, им приходиться совершить еще несколько ограблений и угнать пару машин. Бернадетт поднимает шумиху в прессе, обвиняя Тео в похищении дочери, и вызывает ФБР. Не имея четкого плана, Тео и Мэгги решают отправиться к домику у озера, где они когда-то, будучи единой семьей, проводили время и которое является одним из самых радостных воспоминаний в их жизни.

Мэттью Олдрич написал небольшую и крайне личную историю. Большая часть сценария — это дорожное путешествие отца и дочери, в котором есть место и трагедии, и приключениям, и толике юмора. Тут нет героев, нет плохих персонажей — просто запутавшиеся люди, попавшие в сложную ситуацию, из которой они не знают, как выбраться. Даже отчим Мэгги, который по всем канонам жанра должен быть плохим, тут просто пытается разрешить проблему лучшим для сторон образом.

В 2011 году студия Warner Brothers купила данный сценарий за 500 000 долларов. Проект крайне заинтересовал Мэтта Дэймона, для которого это должен был стать режиссерский дебют. Но затем что-то пошло не так — Дэймон переключился на фильм «Земля обетованная», однако, в конце концов, отказался и от его режиссуры, ограничившись написанием сценария и исполнением главной роли.

Без Дэймона сценарий сразу потерял коммерческую привлекательность для студии, которая быстро свернула процесс пре-продакшна. Если вдруг не найдется другой известный актер, желающий сыграть роль Тео, то, по всей видимости, сценарий Олдрича так и останется фильмом на бумаге.

«Катастрофа на Луне» (In the Event of a Moon Disaster)
Автор: Майк Джонс Жанр: фантастика
Логлайн: Альтернативная версия исторического полета «Аполлона-11» к Луне рассказывает о том, что могло бы произойти, если бы астронавты совершили на спутнике Земли аварийную посадку
Объем: 100 страниц
Версия: от 31.01.2011
Место в «Черном списке»: 6 (33 голоса)

Четырнадцать лет назад на экраны вышел художественный фильм «Армагеддон». Конечно, он обладал глупым сюжетом, противоречил почти всем известным современной науке законам физики и был переполнен таким диким количеством штампом, что их перечисление само по себе можно считать штампом. Но, тем не менее, в своей нише «Армагеддон» это хорошее кино. Почему? Все просто — он изначально задумывался как развлекательный фильм с комедийным уклоном, снимался как развлекательный фильм с комедийным уклоном и на выходе получился именно развлекательным фильмом с комедийным уклоном.

При чем здесь скрипт Майка Джонса In the Event of a Moon Disaster? Дело в том, что, имея все те же компоненты, что и «Армагеддон» — глупый сюжет, противоречия законам физики и штампы, — он при этом написан совершенно серьезно, из-за чего при его чтении сюжет воспринимается как комедия абсурда.

Итак, июль 1969 года, «Аполлон 11» полным ходом мчится к Луне, американская нация в предвкушении исторического момента. Нил Армстронг и Баз Олдрин, которые серьезно повздорили по поводу того, кто из них главный в миссии, совершают посадку на Луну.

Спускаемый аппарат цепляется за стенку кратера и разбивается о поверхность спутника Земли. Двигатель поврежден и, чтобы заставить аппарат взлететь, нужен запасной бак с окислителем, которого на Луне, конечно же, нет. Директор НАСА сообщает об этом президенту Никсону, после чего тот зачитывает по телевизору заранее заготовленную речь (ее текст — это единственное в сценарии, что более-менее соответствует действительности), в которой говорится, что надежд на спасение астронавтов нет, и их всегда будут помнить как отважных первопроходцев.

После этого НАСА приказывает астронавтам отключить системы жизнеобеспечения, чтобы те смогли быстро умереть. Олдрину, однако, не хочется так скучно уходить в мир иной и он уговаривает Армстронга выйти «погулять» по Луне и собрать научные данные, чтобы принести человечеству хоть какую-то пользу — в конце концов, у них запасов воды и кислорода почти на неделю. Это приводит в негодование директора НАСА — ведь президент уже объявил астронавтов погибшими, а они еще живы. Потому, чтобы не ставить по удар престиж власти, которая объявила, что никаких шансов на спасение нет, он приказывает прервать связь с Луной.

Тем временем действие переносится в город Королев, где советские ученые радуются как дети, пьют шампанское и празднуют катастрофу американцев. Лишь один человек в зале не веселится — доктор Лука Тарасов грустно пьет водку из кофейной чашки и о чем-то думает. Оказывается, узнав о том, где будет произведена посадка «Аполлона», СССР втайне запустил к Луне космический корабль «Союз-4», чтобы космонавты поставили там советский флаг и унизили этим американцев. Но корабль попал в гравитационную аномалию и разбился, отважные покорители космоса Гаврил Капсирко (Gavril Kapsirko) и Данило Паша (Danilo Pasha) погибли.

Так и не оправившийся после потери близких друзей, Тарасов решает во что бы то ни стало помочь американцам. Для этого он едет в КГБ, где пьет водку со своим другом Николаем, после чего уговаривает того отдать ему украденную документацию по американскому лунному проекту. Изучив ее, доктор понимает, как спасти Армстронга с Олдриным — для этого астронавтам нужно пройти пять миль по лунной поверхности и снять с разбившегося советского корабля бак с окислителем. После этого Тарасов торопится вернуться в ЦУП — ведь его завистник узнаёт о цели визита доктора и собирается остановить героя. Прибыв в ЦУП, Лука выпивает с находящимися там учеными еще водки, после чего закрывает пьяных коллег в помещении и связывается с НАСА, рассказывая свой план спасения. В ЦУП врываются агенты КГБ, которые, чтобы остановить Тарасова, вначале расстреливает его друга, а затем и его самого.

Но сигнал не остановить и наш герой гибнет не напрасно — Армстронг с Олдриным получают нужную информацию и идут к советскому модулю. Путь этот нелегок — то они попадают в некую гравитационную аномалию, где сила тяжести равна земной, то проваливаются в трещины, то Олдрин теряет сознание, то модуль разгерметизируется и Армстронга чуть не высасывает в иллюминатор. На Земле тоже творятся страсти — директор НАСА упорно стоит на том, что астронавты должны умереть, чтобы не конфузить Никсона, и отказывается им помогать. Но другие сотрудники аэрокосмического агентства тоже не промах — они вырубают шефа и связывают его, чтобы помочь Нилу и Базу, которым, в конечном счете, удается взлететь и спастись.

Конечно, можно понять, что пытался сделать Майкл Джонс — он взял всемирно известное событие и задался вопросом «а что если?». Это хорошая задумка, тут можно обыграть многие события, дать волю фантазии — да и спасение из смертоносной ситуации на чужой планете уже само по себе интересно. Но хорошая задумка не равна хорошему исполнению. История подана крайне плохо — помимо штампов, клюквы и мотивации чиновников, высосанной из пальца, она по большей части скучна: если некоторые сцены на Луне еще занятны, то события на Земле и линии жен астронавтов откровенно вымучены.

Некоторое время назад интернет-ресурсы сообщали, что компания FilmNation купила скрипт и собирается выпустить фильм к 2014 году. Даже если картину и начнут снимать, достаточно сложно себе представить, как из такого сценария выйдет что-то стоящее. Разве что продюсеры добавят в скрипт побольше взрывов, а роль Луки отдадут Петеру Штормаре — тогда получится откровенно убойная комедия.

«Война токов» (The Current War)
Автор: Майкл Митник
Жанр: драма, исторический
Логлайн: История о публичном противостоянии между Томасом Эдисоном и Джорджем Вестингаузом, каждый их которых желал полностью подчинить себе еще только начавшую свое развитие электроэнергетическую промышленность
Объем: 123 страницы
Версия: от 17.10.2011
Место в «Черном списке»: 8 (30 голосов)

Конец XIX века был времен стремительных технических перемен — вторая промышленная революция набирала обороты, стремительно меняя традиционные уклады жизни. Одним из активных действующих лиц той эпохи был Томас Эдисон — изобретатель, предприниматель, человек огромной работоспособности и честолюбия. Именно в то время и развернулись реальные события так называемой «войны токов» (или «войны напряжений»), которые легли в основу скрипта Майкла Митника.

1880 год. Томас Эдисон приглашает самых богатых людей со всего мира в свою лабораторию, чтобы продемонстрировать им новую технологию — использование электрического тока для освещения городов. Среди воротил бизнеса, в основном слабо понимающих в технике, но умеющих быстро оценить выгоды от новации, оказывается и железнодорожный магнат Джордж Вестингауз. Изучив изобретение Эдисона, он находит в нем слабое звено — использование постоянного тока, из-за чего в системе происходили большие потери мощности в проводах. Он решает, что использование переменного тока позволит увеличить КПД системы и снизить общие затраты.

Вестингауз собирается ознакомить коллегу со своими доводами — но Эдисон в привычной для себя манере игнорирует все его приглашения. Тогда Вестингауз устраивает наглядную демонстрацию своей системы переменного тока, освещая небольшой городок в Массачусетсе, и собирается предложить Эдисону полноправное партнерство.

Однако, узнав про опыт Вестингауза, Эдисон, который только что осветил постоянным током половину Манхэттена и стал настоящей знаменитостью, приходит в бешенство. Он отвергает все предложения о сотрудничестве, не желая ни с кем делить славу, и подает в суд на Вестингауза. Суд отклоняет иск Эдисона, и тогда он устраивает беспрецедентную компанию травли конкурента в СМИ. Изобретатель дает серию интервью газетчикам, утверждая, что переменный ток смертельно опасен, в то время как его система постоянного тока абсолютно безвредна.

Лаборатория Эдисона

Вестингауз из благородства предпочитает не отвечать на эти выпады, да и экономические доводы неумолимы — трансформаторы переменного тока значительно дешевле, и Эдисон постепенно сдает позиции. В отчаянии, Эдисон начинает гастролировать по стране с публичными опытами по умерщвлению животных переменным током, а вскоре нарушает свои принципы и решает профинансировать постройку электрического стула, который естественно работает на переменном токе…

В целом сценарий Митника читается с достаточным интересом, и легко понять почему — ведь события той эпохи, заложившие истоки современного общества, крайне любопытны. Другое дело, что при попытке рассказать в двухчасовом формате историю промышленной войны, которая формально завершилась лишь в 2007 году, очень многие события остались за кадром, а другим уделяется мало внимания. Например, эксцентричный Никола Тесла, который, по сути, вогнал последний гвоздь в крышку гроба системы Эдисона, появляется в сценарии лишь на 90-й странице — хотя с учетом, что одно его имя уже превратилось в своеобразный культурный феномен, представляется, что в сюжете ему следовало бы уделить больше времени.

Кроме того, скрипту Митника не помешала бы добавка драматизма и больший акцент на личном противостоянии Вестингауза и Эдисона. По сюжету весь негатив исходит от одного Эдисона. Вестингауз предстает в виде благородного джентльмена, не делающего ничего плохого и не стремящегося к славе. Возможно, в реальной жизни он действительно был таким хорошим. Но когда речь идет о художественном произведении по мотивам исторический событий, намного интереснее наблюдать за равным противостоянием двух персонажей, чем за одним плохим парнем, пытающимся очернить положительного героя, который слишком хорошо воспитан чтобы ответить. Тем более что в своем сюжете Митник не чурается совмещать исторические события, которые в реальности были разнесены на годы.

В мае 2012 года сообщалось, что проектом заинтересовались Тимур Бекмамбетов, Стивен Зеллиан и Гаррет Баш. Планировалось, что первый сядет в кресло режиссера, в то время как остальные займутся продюсированием проекта. Впрочем, по всей видимости, не слишком радужные кассовые сборы «Президента Линкольна: Охотника на вампиров» изменили дальнейшие творческие планы Бекмамбетова, ибо с тех пор о дальнейшей работе над проектом не сообщалось. Возможно, со временем, продюсеры вернутся к этому материалу — из него мог бы выйти достаточно неплохой фильм или даже мини-сериал.

«Из укрытия» (The Knoll)
Автор: Кристофер Кэнтвелл и Кристофер Роджерс
Жанр: триллер
Логлайн: Молодой полицейский становится свидетелем того, как некто, спрятавшись за небольшим холмиком, стреляет в президента США Джона Ф. Кеннеди. Через два часа полицейский и его подруга-журналистка вынуждены спасаться от убийц президента
Объем: 117 страниц
Версия: от 05.08.2011
Место в «Черном списке»: 17 (19 голосов)

«Черный список» 2011 года оказался богат на скрипты, показывающие альтернативный взгляд на переломные моменты 1960-х. В отличие от In the Event of a Moon Disaster, действие сценария двух Кристоферов (Кэнтвелла и Роджерса) происходит не в альтернативной реальности, а скорее является своеобразной компиляцией некоторых теорий заговора и городских легенд, которыми обросли события 22 ноября 1963 года — дня, когда был убит Джон Ф. Кеннеди.

В центре сюжета полицейский новичок Джим Нолан и его бывшая подружка, которая пытается стать журналисткой и хочет заснять на видеокамеру проезд президентского кортежа по улице Вязов (Elm street). Ей удается запечатлеть «второго стрелка» (увы, это был не Комедиант), стрелявшего из-за легендарной изгороди у травяного холма (отсюда и название скрипта). Нолану тоже удается увидеть киллеров, и потому вскоре ему со своей знакомой придется спешно уносить ноги от желающих расправиться с ними заговорщиков…

Сама концепция, где герои действуют в условиях реальных исторических событий, исход которых хорошо известен зрителям, может быть достаточно занятна. Вот пример: протагонисту нужно поговорить с Освальдом, который содержится в полицейском участке. Мы прекрасно знаем, что его скоро убьют, знаем, что у главного героя выходит время и второго шанса уже никогда не будет — и при правильной реализации на этом приеме можно построить немало хороших сцен. Также может быть интересным включение в скрипт действующих лиц, отлично знакомых всем любителям теорий заговора — вроде «трех бродяг», бьющегося в припадке перед проездом кортежа эпилептика или же Джека Руби…

Но, увы, у скрипта есть одна проблема, которая полностью нивелирует все эти факторы — он просто чертовски скучный. Главный герой и его девушка крайне невыразительны, линия их отношений неинтересна.

Фото того самого холма (наши дни)

Масштаб действия на удивление скромен — если уж авторы решили рассказать об этих событиях с точки зрения сторонников альтернативных версий, то можно было бы ожидать, что нам покажут хороший и масштабный заговор. Увы, в скрипте во всю операцию вовлечено где-то человек восемь, из них за героем гоняются только трое. И в скрипте нет никакого чувства напряжения и тревоги, что они вот-вот настигнут героев — во-первых, потому что сопереживать невыразительным персонажам крайне сложно, а во-вторых — злодеи на самом деле практически ничего не делают, чтобы оправдать свою репутацию убийц экстра-класса.

Большим минусом работы также является почти тотальная предсказуемость действия — все сюжетные повороты до невозможности затерты, авторы как будто даже и не пытались показать нам хоть что-то неожиданное. В финале нас пытаются удивить твистом, но его сложно назвать интересным и он не привносит в историю ничего нового.

Отдельно хотелось бы упомянуть про сам стиль написания сценария — авторы грешат чрезмерно частым использованием прописных букв для выделения на самом деле не таких уж и важных вещей. Описания почти всех экшн-сцен построены на том, что Кэнтвелл и Роджерс дают набор простых предложений, рассказывающих о происходящем в виде списка. В тексте это смотрится крайне плохо — такое построение значительно ухудшает впечатление от работы, да и его просто тяжело воспринимать.

Возможно, используй данную концепцию другие, более талантливые сценаристы, на выходе бы получился неплохой триллер, который пришелся бы весьма кстати к 50-летней годовщине убийства JFK. Но, увы, в руках данных сценаристов идея выродилась в скучный и достаточно средний скрипт, после прочтения которого начинаешь верить, что Освальд действительно действовал в одиночку. Хотя, может, в этом с самого начала и заключался замысел авторов?

«Отчаянные времена» (Desperate Hours)
Автор: Николас Марьяни
Жанр: триллер, экшн, драма, вестерн
Логлайн: Жители небольшого городка, страдающие от последствий Первой мировой войны и эпидемии «испанки», сталкиваются с моральной дилеммой, когда находят на пороге одного из домов умирающую девушку
Объем: 120 страниц
Версия: от 13.09.2011
Место в «Черном списке»: 21 (17 голосов)

Действие скрипта разворачивается осенью 1918 года в небольшом американском городке, который буквально опустел из-за военного призыва (Первая мировая закончилась всего пару дней назад) и смертоносной эпидемии «испанки», унесшей хотя бы по жизни в семье каждого жителя города.

Главный герой — 45-летний ветеран испано-американской войны Фрэнк Салливан, в одиночестве живущий на своем ранчо. Жизни его жены и дочки унесла эпидемия, сын погиб на фронте. Несмотря на это, Фрэнк пытается жить дальше, в чем ему помогают его бывший однополчанин Том, по причине нехватки людей совмещающий должности мэра и шерифа, и единственный в городе врач — женщина по имени Сью (все остальные доктора умерли во время эпидемии). Когда-то у Фрэнка и Сью был роман, но когда Фрэнк отправился на войну, они расстались. Затем она вышла замуж за некоего Джорджа, который в последнее время пристрастился к алкоголю и избивает свою жену. Между героями по-прежнему существует взаимное притяжение, но обстоятельства не дают им сойтись вновь.

Однажды на ранчо Салливана приходит истекающая кровью девушка, которая напоминает Фрэнку умершую дочь. Сью пытается спасти ее, а Фрэнк и Том обходят окрестности и находят на дне озера машину с двумя мертвыми федеральными агентами.

Шериф-мэр телеграфирует о произошедшем в Канзас, и вскоре на поезде прибывают двое людей, представившихся столичными детективами. Фрэнк заподазривает неладное и оказывается прав: эта парочка никакие не федералы, а бандиты, которые пытаются завершить начатое и добить девушку, которая оказывается единственным свидетелем по весьма громкому делу. Фрэнк убивает обоих, и город переходит на осадное положение — гангстеры перерезают телеграфные провода и убивают человека, которого шериф посылает за помощью.

Напуганные горожане собираются в церкви, и решают ничего не делать: каждая семья потеряла кого-то за последний год, и умирать из-за какой-то незнакомки никто не хочет. В результате Фрэнку приходится фактически в одиночку готовиться к неизбежной развязке — отряд из полусотни гангстеров уже на подходе, и скоро грядет битва…

Сценарий Марьяни грамотно написан, легко читается (как говорится, на одном дыхании) и большую роль играет то, что автор действительно любит рассказанную историю и персонажей. Это чувствуется по тому, как он описывает героев, обстановку и строит действие. Поэтому скуки при чтении практически не чувствуется, хотя в течение первых 25-ти страниц толком ничего и не происходит.

Далее автор умело нагоняет напряжение — где-то с середины действия становится понятно, что вот-вот в город нагрянут вооруженные до зубов бандиты, и герои должны решить, что им предпринять — или вступить в неравный бой, или же спрятать голову в песок (похожий прием использовался в фильмах «Ровно в полдень» и «Чужая земля»). А в конце ожидания вознаграждаются: когда автор разворачивает достаточно интересную экшн-сцену штурма города вооруженными томми-ганами бандитами (на самом деле это оружие поступило на оружейный рынок лишь в 1921 году, но ради искусства это можно простить автору).

Кроме того, нельзя не отметить хорошо переданную атмосферу тех лет — действие происходит на стыке эпох, потому интересно понаблюдать за описанным автором столкновением старого и нового. Например, многие горожане уже пересели на автомобили, а герой все еще ездит на лошади. Или, скажем, переливание крови уже является используемой медицинской процедурой, но почти никто из горожан не знает своей группы крови.

Вместе с тем, внеся ложку дегтя в бочку меда, можно отметить, что сама история достаточно прямолинейна и не изобилует какими-то неожиданными сюжетными поворотами. Интерес, скорее, вызывает то, как она рассказана и как нам представляют героев. Всё читается с интересом, но когда доходишь до конца, перечитывать ее уже не тянет.

Но, тем не менее, сам сценарий производит весьма благоприятное впечатление, и было бы интересно посмотреть его экранизацию. Фильм вполне можно поставить за пятьдесят, максимум шестьдесят миллионов долларов, и при этом пригласить достаточно известных актеров на главные роли.

Скрипт был приобретен GK Films и Infinitum Nihil, последняя из которых является продюсерской компанией Джонни Деппа. Поскольку возрасты главного героя скрипта и Деппа практически совпадают, то это наводит на подозрение, что делалось это с прицелом на его участие в фильме. С другой стороны, учитывая, что с января 2012 о проекте больше ничего не было слышно, не исключено, что он так и не выйдет за пределы бумажной стадии — благо, у Деппа этих проектов вагон и маленькая тележка. Да и жанровая принадлежность (это практически вестерн) создает определенные трудности для постановки.

Впрочем, пока что надежда на постановку фильма еще не умерла, и хочется надеяться, что он все же будет снят. Обидно, когда хорошо написанные оригинальные сценарии так и остаются на полке.

Продолжение следует

Все новости