Между Шумахером и Ноланом: каким мог бы стать пятый «Бэтмен»

filmz

Прошло всего несколько месяцев с момента выхода на экраны заключительного фильма трилогии Кристофера Нолана о Бэтмене. Warner Bros. поставила формальную точку, которая на деле обернулась многоточием.

Пускай Нолан и не вернется больше к Бэтмену, но разговоры о новом ребуте франшизы начались еще до выхода «Возрождения легенды», а грандиозный успех «Мстителей», кажется, наконец-то подвиг студию на постановку «Лиги справедливости*». А это значит, что очередная серия похождений крылатого мстителям не за горами, вопрос лишь в том, в каком направлении будет развиваться франшиза. Впрочем, как это ни парадоксально, но пятнадцать лет назад перед студией стояла во многом схожая дилемма, но со знаком «минус»: после выхода на экраны «Бэтмена и Робина» и последовавшей после этого крайне негативной реакции на фильм, продюсеры стали срочно искать пути продолжения практически мертвой франшизы. И вскоре варианты последовали.

Существует мнение, что написание сценариев для американцев является своего рода национальным видом спорта. Точные цифры неизвестны, но, по некоторым оценкам, только Гильдией американских сценаристов в течение года регистрируется в среднем от 30 000 до 50 000 работ. Если бы по этой деятельности проводились Олимпийские игры, то написание сценариев к фильмам про крылатого мстителя, по всей видимости, вошло бы в ее основную программу в качестве одной из дисциплин.

На просторах сети без особых проблем можно найти десятки, а возможно, и сотни различных киносценариев по мотивам комиксов про Бэтмена. Большинство написано любителями на соответствующем уровне, но хватает и профессиональных работ. Широко известен сценарий «Бэтмена», написанный Томом Манкевичем в далеком 1983 году, который так и не был реализован из-за отсутствия на тот момент заинтересованности студии в постановке полнометражного фильма. Нельзя не упомянуть и альтернативный сценарий для сиквела фильма Бертона под скромным названием «Бэтмен-2» за авторством Сэма Хэмма. Но настоящая прорва киносценариев была написана во второй половине 1990-х — начале 2000-х годов, после выхода на экраны «Бэтмена и Робина».

Первоначальные сценарии (1998 — 2000 гг.)

Обычно время играет не на стороне сценаристов крупных студийных проектов. Как правило, дата премьеры объявляется заранее, и на создание сценария часто отводятся крайне сжатые сроки, что далеко не лучшим образом сказывается на качестве написанного материала.

Но после выхода четвертого фильма про Бэтмена сложилась ситуация, когда студия не только могла, но и должна была подождать, пока поутихнут страсти, и выбрать наилучший из возможных вариантов. Уж слишком велики были ставки, и еще один провал мог окончательно убить франшизу, чье будущее всего два года назад выглядело практически безоблачным. Вот лишь некоторые из написанных в то время сценариев.

«Бэтмен: Триумфатор» (Batman Triumphant) за авторством Марка Протосевича. Прямое продолжение «Бэтмена и Робина», написанное еще до выхода последнего в 1996 году, должно было представить публике таких персонажей как Пугало и Харли Квинн (в качестве дочки Джека Напье). Также в нем впервые прозвучала идея использования камео Джека Николсона в виде галлюцинации, порожденной газом Пугала. На роль Пугала рассматривались кандидатуры Николаса Кейджа, Стива Буссеми, Юэна МакГрегора и Джеффа Голдблюма, а на партию Харли Квинн молва упорно сватала Мадонну, которая вроде бы являлась основной кандидатурой Джоэля Шумахера.

О подробностях сюжета и качестве самого скрипта известно мало — в отличие от других бэт-сценариев по каким-то причинам студия Warner Bros. положила его в сейф, и потому он так и не стал достоянием фанатов. В любом случае, после «Бэтмена и Робина» любые разговоры о прямом продолжении серии под режиссурой Шумахера вызывали у публики вполне определенную реакцию, и потому от проекта достаточно быстро отказались.

2) «Бэтмен: Темный Рыцарь» (Batman: DarKnight) за авторством Ли Шапиро и Стивена Уайза. Данный сценарий был написан в середине 1998 года и достаточно долгое время рассматривался студией в качестве возможного претендента на продолжение франшизы. Шапиро и Уайз планировали дистанцироваться от наследия Шумахера, вернуться к истокам франшизы и сделать более мрачный по форме фильм.

Концепт Мен-бэта

По сюжету Брюс Уэйн чувствует, что потерял способность внушать страх в сердца преступников и уходит в добровольное изгнание. Дик Грейсон поступает в университет и тоже забрасывает борьбу с преступностью. Главным злодеем в этом сценарии также выступает Джонатан Крейн (Пугало), который использует свое положение, чтобы ставить опыты по контролю за страхом на заключенных Аркхэма. У Крейна вспыхивает конфликт с доктором Кирком Лангстремом, и он заражает его вирусом, превращающим последнего в ужасающее существо (помесь человека и летучей мыши) известное как Мен-бэт. Испуганные горожане принимают охотящегося по ночам монстра за Бэтмена, и потому Уэйну приходится вернуться в Готэм, чтобы восстановить свое доброе имя и репутацию. Дик Грейсон попадает в Аркхэм, где ему приходится выживать во враждебном окружении, в то время как Мен-бэт отчаянно разрывается между тягой отомстить Крейну или снова стать человеком и вернуться к жене, а сам Крейн планирует покарать всех ответственных за его увольнение из университета.

Шапиро выслал свой сценарий Джоэлю Шумахеру (который на тот момент все еще был привязан к продолжению) и продюсеру Тому Лассали. Вскоре и тот, и другой покинули проект, и им на смену пришел продюсер Лоренцо ди Бонавентура. Он заинтересовался идеей включить Мен-бэта в фильм и попросил выслать ему сценарий. Скрипт пришелся ему по душе, и проект получил добро на дальнейшую разработку, которая продолжалась до конца 2000 года — однако затем проект был оттенен весьма амбициозным «Годом первым», после чего сценарий был навсегда положен на полку.

«Брюс Уэйн» (Bruce Wayne) за авторством Тима МакКэнлиса. В 1999 году МакКэнлис написал сценарий пилотного эпизода сериала, который должен был быть посвящен юношескому периоду жизни будущего супергероя и его скитаниям по всему миру.

Сценарий пилота получил достаточно неплохие отзывы, а амбициозный МакКэнлис даже составил общий план развития сериала и его сюжетных арок на последующие пять сезонов. Но в итоге съемки так и не начались из-за разногласий между подразделениями Warner Bros., курирующими телевизионные и киношные проекты. В разработке уже находился «Год первый», и руководство студии сочло, что не нуждается еще и в сериале, охватывающем схожий промежуток жизни Уэйна.

Но, несмотря на закрытие проекта, концепция одной из его серий, где Уэйн посещал Смолвиль, послужила источником вдохновения для другого сериала, посвященного юности совсем другого супергероя. Речь, как не трудно догадаться, идет о «Тайнах Смолвиля».

«Бэтмен будущего» (Batman Beyond). В 2000 году на волне успеха одноименного анимационного сериала, студия наняла его создателей Пола Дини и Алана Барнетта для написания сценария полнометражной версии. Режиссером планировал стать Боаз Якин, а сам фильм должен был придерживаться основной сюжетной линии мультсериала, повествующего о старшекласснике Терри МакГинисе, борющемся с преступностью в футуристическом Готэме под руководством постаревшего Брюса Уэйна.

Потенциально интересный проект был практически сразу же отвернут — руководство студии посчитало, что имеет уже более чем достаточное количества сценариев для нового фильма про Бэтмена. К тому же, в разработке находился «Год первый», который, как казалось на тот момент, должен был стать тем самым обещанным перезапуском всей франшизы…

«Год первый» Фрэнка Миллера (2000 — 2002 гг.)

Как ни странно, но первым идею снять новый фильм о Бэтмене по мотивам знаменитого графического романа Фрэнк Миллер «Бэтмен: Год первый» подал Джоэл Шумахер. После шквала критики, обрушившейся на него после выхода четвертой части саги о похождениях крылатого мстителя, он в интервью журналу Variety извинился перед всеми зрителями, которых обидел своим фильмом и намекнул о намерении в качестве компенсации снять кино, которое бы удовлетворило даже самых хардкорных фанатов.

Предложение заинтересовало студию, но вот его разработкой занялся совсем другой человек — молодой и подающий надежды режиссер Даррен Аронофски, который на первой встрече с продюсерами полушутя-полувсерьез сказал, что взял бы Клинта Иствуда на роль Бэтмена, а сам фильм снял в Токио. Студийным чиновникам понравился такой подход, и в конце 1999 года Аронофски получил предложение заняться разработкой сценария. Еще одним важным фактором, сыгравшим в пользу Аронофски, стали его хорошие отношения с Фрэнком Миллером — они уже работали вместе над так и не состоявшейся киноадаптацией другого графического романа Миллера «Ронин».

Варианты Бэтмена для «Года первого»

Аронофски буквально бурлил идеями — сделать фильм как можно более реалистичным; не использовать декорации, а снимать только в настоящих трущобах; сделать драки похожими на настоящие и показать их последствия во всей красе. И, разумеется, рейтинг — молодой режиссер с самого начала нацеливал фильм на стопроцентный R.

В результате сотрудничества Миллера и Аронофски на свет появился 90-страничный сценарий, который радикально отличался от Бертоновско-Шумахеровского наследия и предполагал полное переосмысление всей франшизы. Сам Аронофски определял его как смесь «Французского связного», «Таксиста», «Жажды смерти», «Серпико» и, разумеется, самого «Бэтмена».

В этом сценарии совсем еще молодой Брюс Уэйн работает в автомастерской Малыша Эла — здорового темнокожего парня, чей отец когда-то нашел маленького Брюса возле трупов застреленных родителей и приютил его. Из-за пережитого шока Брюс практически ничего не помнит о родителях и о том, кто он — лишь сцена их смерти после похода на киносеанс «Зорро» периодически является ему в кошмарах. Однажды Малыш Эл приводит Брюса к себе в офис и отдает ему небольшую деревянную коробку, которую тот сжимал в руках, когда его нашли. Это единственное «наследство», доставшееся Брюсу от родителей.
Помимо кошмаров, Брюса буквально переполняет ненависть к погрязшему в разврате и коррупции обществу и к тем отбросам, с которыми ему приходится сталкиваться каждый день. Пока что он выражает эту ненависть в «письмах к отцу», которые в сценарии выполняют роль закадрового текста (очень напоминающего закадровый текст Роршаха из «Хранителей»).
Напротив автомастерской Малыша Эла находится бордель, где работает некая Селина Кайл — темнокожая проститутка, специализирующаяся на садо-мазо и прочих специфических «услугах». Однажды один из пьяных копов врывается к ней в комнату, требуя, чтобы она его бесплатно обслужила. Селина отказывается, тогда коп начинает избивать ее, и тут на помощь приходит Брюс. Очнувшись после драки, он видит, что Селина сбежала, а у копа перерезано горло. Прибывает полиция, и ему чудом удается спастись.
Параллельно с историей Брюса разворачивается другая сюжетная линия — история Джеймса Гордона, последнего честного полицейского в городе. Гордон женат, никогда не расстается с сигаретой, а еще всерьез подумывает о самоубийстве из-за его отчаянной неспособности хоть как-то побороть коррупцию, которая, словно раковая опухоль, глубоко поразило всё общество Готэма, включая правоохранительные органы. Но, узнав о том, что его жена ждет ребенка, Гордон решает повременить. Ситуация осложняется тем, что коллеги глубоко презирают не берущего взятки коллегу — начальство отказывается переводить его в другой участок, а другие копы во главе с детективом Флассом даже избивают Гордона, узнав, что он собирает материал против них.
Но однажды происходит следующий случай: сумасшедший, сбежавший из психушки в Аркхэме, берет в заложники мальчика на крыше дома. К месту происшествия стягивается полиция и пресса. Продажный комиссар Лоеб намеревается вызвать группу своего печально знаменитого спецназа, что почти наверняка означает кровавую баню и гибель заложника. Ослушавшись приказа, Гордон в одиночку заходит в здание, обезвреживает преступника и спасает ребенка. Пресса буквально устраивает овацию полицейскому, который, пользуясь случаем, объявляет в прямом эфире крестовый поход против преступности.
Брюс видит выступление Гордона по телевизору, и оно в буквальном смысле становится для него откровением. Он начинает свой собственный крестовый поход против криминального мира Готэма, начав с избиения сутенера Селины. Затем наступает черед мелких уличных бандитов. Брюс быстро учится на ошибках — после того как его чуть не убивают в баре для трансвеститов, он понимает, что надо изменить подход. Он отправляется в специализированный магазин, где покупает множество припасов (включая хоккейную маску в лучших традициях Джейсона Вурхиса, которая после небольшой модификации послужит частью его первого примитивного бэткостюма), и в библиотеку, где берет множество книг, начиная от изданий по баллистике и заканчивая поваренной книгой анархиста.
Кроме того, он, наконец, вскрывает коробочку с «наследием», где находит перстень с инициалами отца (буква T, вписанная в букву W). Брюс надевает перстень, и теперь, когда он бьет преступников, то на их лицах остается характерный шрам, который кто-то из них принимает за символ летучей мыши, о чем и рассказывает в интервью прессе. Так, сам того не желая, Брюс получает имя: теперь неизвестного мстителя в маске СМИ называют не иначе как «Бэтмен».
Тем временем, Гордон ведет свою борьбу с преступностью — он продолжает собирать материал против продажных коллег и вскоре обретает союзника в лице молодого и амбициозного помощника окружного прокурора Харви Дента, который, как и Гордон, известен своей неподкупностью. Дент становится единственный другом Гордона, которому он может полностью довериться.
Кроме того, Гордон пробует обратиться к мэру за помощью — но тот тоже замешан в коррупционных схемах и сообщает Лоебу, что Гордон все еще «копает» под него. Но известность в СМИ спасает неугомонного детектива — его убийство вызовет слишком большой шум даже по меркам Готэма. Потому начальство не находит ничего лучше, чем поручить ему дело Бэтмена, рассчитывая этим отвлечь его от расследования. Гордон нехотя берется за работу, но вскоре настолько втягивается в охоту за мстителем в маске (не имея никакого понятия, что сам же и вдохновляет его), что некоторое время даже подозревает Харви Дента в том, что он и есть Бэтмен.
Гордон отправляется в Аркхэм, чтобы составить психологический профиль подозреваемого (будь фильм снят, в этой сцене мы смогли бы наблюдать камео больного, подозрительного похожего на будущего Джокера), и начинает планировать поимку Бэтмена, при этом не забывая собирать компромат против коллег.
Между тем, Брюс переходит на новый уровень борьбы — теперь он сражается уже не с мелкой шпаной, а с крупными воротилами, вроде помешанного на пластических операциях наркоторговца Эстрады, которому он вкалывает сыворотку правды и оставляет до приезда полиции. Его боевые навыки и используемое снаряжение постепенно улучшаются — Брюс создает новый, более совершенный костюм и переоборудует старенький линкольн под свой первый бэтмобиль.
Действия Гордона и Бэтмена серьезно пугают комиссара Лоеба и мэра — продажные копы находят записи Гордона и выкрадывают их. Тем временем Брюс собирается на самое большое дело в своей недолгой карьере — налет на особняк, где соберутся все продажные чины Готэма. В этот же особняк попадает и Селина Кайл, которая переквалифицировалась из проститутки в грабительницу (впрочем, это не сильно сказывается на ее нарядах, куда вскоре добавляются знаменитые металлические когти). Селина случайно активирует сигнализацию и под градом пуль ей с Брюсом приходится бежать. Но зато в руки Брюса попадает весьма ценный улов — записи Гордона и другие документы, позволяющие вывести коррупционеров на чистую воду.
Брюс пытается сдать Селину полиции, но она убеждает его, что копа в борделе убил ее сутенер. Кроме того, она сразу узнаёт, кто скрывается под маской Бэтмена, так как, по ее словам, трудно забыть глаза единственного настоявшего мужчины, которого она встречала в своей жизни.
Брюс решает передать файлы о коррупции Гордону, но попадает в полицейскую засаду и прячется в заброшенном здании. Комиссар Лоеб не собирается давать ему шанс на спасение и, по его приказу, полицейский вертолет бомбит здание напалмом (невзирая на то, что оно является пристанищем для бездомных), а затем туда врывается спецназ, которому приказано не брать пленных.
Брюсу удается разобраться со спецназом и спастись. Гордон получает файлы, но об этом узнает Лоеб, который с четырьмя подручными врывается к нему домой и пытается взять жену детектива в заложники. Гордон прибывает как раз вовремя, чтобы сорвать похищение: начинается перестрелка, Гордон убивает троих копов, сам получает ранение, после чего на помощь приходит Бэтмен — он обезоруживает четвертого копа, метким броском ножа навеки ослепляет Лоеба, а затем вырезает на его щеке букву Z (как память о том фильме про Зорро, который он смотрел со своими родителями перед их убийством).
Против Лоеба и ряда крупных чинов выдвигаются обвинения, Селина Кайл продолжает зарабатывать на жизнь грабежами, а Брюс, наконец, вспоминает, кто он и «возвращается» в Готэм, вступая во владение родительской империей. Он вместе с Малышом Элом переезжает в особняк Уэйнов, где и осознает себя Бэтменом, сжигая все письма к отцу по причине того, что они ему больше не нужны.
Концепты для «Года первого»

Действие сценария Миллера достаточно сильно приближено к реальности — вместе с Брюсом Уэйном мы проходим через все трущобы, бордели и прочие злачные места Готэма, что создает непередаваемую атмосферу мрака и упадка, в которой орудует крылатый мститель. Количество шуток сведено к минимуму, персонажи постоянно матерятся, а драки тут не похожи на постановочные голливудские потасовки — ломаются конечности, выбиваются зубы, а лицо превращается в кровавое месиво. Нет никаких суперзлодеев, пытающихся разрушить город: враги Бэтмена — это бандиты, продажные копы и чиновники.

Что касается героев, то все основные персонажи «Первого года» производят впечатление «живых» людей из плоти и крови — и Гордон, который в первой же сцене сидит на унитазе, приставив пистолет к голове, и молодой Брюс, который пытается обрести себя и найти свое призвание в этом мире, и Селина, пытающаяся изменить жизнь к лучшему, и даже Дент, который, несмотря на то что у него всего пара сцен, производит впечатление верного напарника Гордона, на которого всегда можно положиться.

Конечно, скрипт не был идеален. Многим фанатам, вероятно, не понравились бы вольности, которые Миллер допустил по отношению к своему собственному первоисточнику. Сам сценарий на удивление короткий, линия с Селиной Кайл добавлена скорее из расчета на ее появление в сиквелах — ибо сюжет спокойно может обойтись и без ее персонажа. Главный герой в ряде мест кажется настоящим психопатом, по которому давно плачет сумасшедший дом. К тому же из сценария совершенно непонятно, как это Брюс пятнадцать лет проработал механиком и не был никем узнан — ибо на протяжении всего повествования нам дают три или четыре эпизода с выпусками новостей, где говорится о пятнадцатилетии со дня гибели семьи Уэйна и о безрезультатных поисках пропавшего наследника. Можно придраться и к тому, что чтения книг и драк с наркоманами вряд ли хватило бы герою, чтобы всего за два месяца приобрести опыт, позволяющий победить в рукопашной схватке отряд спецназа.

Но, несмотря на все это, данный скрипт мог открыть новую эру в постановке комиксов и еще тогда, за пять лет до фильма «Бэтмен: Начало», перезапустить франшизу в направлении, о котором многие и не смели подумать. К тому же, не стоит забывать, что предшественником «Года» был злополучный «Бэтмен и Робин» — на его фоне фильм наверняка бы произвел настоящий фурор. Даже спустя все эти годы, наследие Миллера выглядит вполне подходящим материалом для нового ребута франшизы.

Всё, что требовалось от студии, это проявить смелость и дать проекту зеленый свет. Увы, но в решающий момент ее как раз и не хватило. Уж слишком большие прибыли давала продажа сопутствующей Бэтмену продукции (только после выхода первого фильма Бертона продажи сувениров принесли свыше 700 миллионов долларов), и продюсеры просто не рискнули поставить взрослый хардкорный фильм, который бы перекрыл кислород такому щедрому источнику доходов.

Сам Аронофски в одном из интервью отметил, что не был удивлен, узнав о закрытии проекта, но, тем не менее, весьма благодарен студии, позволившей ему работать над таким отличным материалом.

«Бэтмен: Устрашение» (2001 г.)

Пока шла работа над «Годом первым», по СМИ гуляли самые невероятные слухи насчет нового фильма. На роль Бэтмена назывались все возможные и невозможные кандидаты, начиная от Киану Ривза и заканчивая Беном Аффлеком, основным выбором студии на роль Джима Гордона считался Аарон Экхарт, на пост режиссера пресса упорна сватала тогда еще братьев Вачовски (которые, по слухам, были совсем не против снять фильм в стиле «Матрицы»), и, разумеется, в очередной раз муссировалась тема камео Джокера. Сам же Николсон раздавал откровенно издевательские интервью, обещая вернуться. Дошло до того, что два популярных интернет-портала (Dark Horizons и Coming Attractions) договорились о бойкоте всех новостей о будущем фильме.

В такой атмосфере на свет и появился 100-страничный сценарий Рафаэля Иглесиаса и Терри Хэйса (у которых уже был опыт киноадаптации комикса «Из ада») «Бэтмен: Устрашение», который после закрытия «Года первого» некоторое время рассматривался в качестве основного кандидата на экранизацию. Даже после того, как в проект пришел Кристофер Нолан, ряд ресурсов ошибочно сообщал, что он будет снимать фильм именно на основе «Устрашения».

Сценарий открывался сценой в психиатрической больнице Аркхэма. В одной из камер уже некоторое время находится человек в маске, который ни с кем не разговаривает и почти никак не реагирует на окружающий мир. Но на самом деле все это время он готовил план побега, который и претворяет в жизнь. Неизвестному удается вырваться на поверхность, и, взяв в заложники начальника охраны, добраться до обрыва, откуда открывается живописный вид на бушующий внизу океан и острые как бритва скалы.
Охрана на всех парах мчится за узником, и он совершает отчаянный прыжок вниз, чтобы оказаться на крыше бэтвинга. Оказавшись внутри, неизвестный снимает маску, под который все это время скрывался никто иной, как Брюс Уэйн. Альфред, управляющий бэтвингом, доставляет Брюса в его особняк, а мы погружаемся в огромный, 70-страничный флэшбек.
Комиссар Гордон и Бэтмен расследуют убийство друга университетского профессора, совершенное в ее квартире. Придя к выводу, что убитый был случайной жертвой, а основной целью нападавших являлась хозяйка жилища, они отправляются в город, чтобы спасти ее, но не успевают. Женщину похищают, а сам Бэтмен сталкивается с бандой не шибко умных бодибилдеров в масках, которые, кажетс,я не боятся ничего. С трудом одолев их, он начинает собирать информацию по этому делу.
Выясняется, что все бодибилдеры — члены спортивной команды Готэмского университета. Там же преподает некий Джонатан Крейн — весьма странный профессор, любящий поговорить сам с собой и иногда почитать студентам лекции о природе страха. После того, как он устраивает публичный опыт, в котором мышь, находящаяся под воздействием разработанного им токсина, нападает на кота и перегрызает ему горло, руководство университета не выдерживает и решает, наконец, уволить эксцентричного доктора.
Разгневанный Крейн обещает, что перед смертью все его коллеги познают настоящий страх и не откладывает дело в долгий ящик. Вначале он накачивает одного из них своим препаратом, что вызывает у того галлюцинации с насекомыми, а затем закалывает его. Затем банда бодибилдеров похищает декана университета и привозит его в подпольную лабораторию Крейна, где тот ставит эксперименты над людьми.
Тем временем Бэтмен проводит анализ вещества, подавляющего страх, и решает наведаться на химический завод, где его, вероятно, производят. Там происходит очередная схватка между ним и бодибилдерами, из которой Бэтмен вновь выходит победителем.
А Крейн продолжает свои эксперименты — он опробует новый состав на своем коте, который после этой процедуры кусает доктора. Позднее у Крейн начинаются галлюцинации и становится понятно, что токсин попал в его кровь. Невзирая на это, замаскировавшись под похищенного декана, Крейн идет в полицию, чтобы разузнать, что известно Гордону. Там у него начинается приступ страха, и он попадает в больницу, откуда вскоре бежит, сменив больничную пижаму на украденный плащ, а повязку на голове на шляпу Пугала, найденную в детской комнате.
Пугало

Уже в образе Пугала он возвращается в свою лабораторию и убивает ошивающихся неподалеку двух стражей правопорядка. Чтобы отвлечь внимание полиции, люди Крейна отвозят похищенного декана в Аквариум — огромное здание, сделанное из прозрачного стекла, внутренние помещения которого населяют различные морские обитатели. Группа спецназа заходит внутрь и активирует мину, из-за чего помещение заполняется токсином Крейна: полицейские начинают видеть галлюцинации и в приступе паники стрелять во все стороны. Бэтмен прибывает как раз вовремя, чтобы спасти декана, но затем сам практически погибает, когда его ногу придавливает бетонным блоком в бассейне с акулами. К его счастью Альфред, дистанционно управляющий бэтмобилем, пробивает стены аквариума, не давая Брюсу утонуть.
После этого Бэтмен сталкивается с Крейном еще раз, пытаясь помешать тому распылить токсин в публичном месте — но в этот раз Брюсу не удается сорвать план доктора. Пытаясь остановить сумасшедшего, Уэйн проводит дополнительные исследования и узнает, что разработанный Крейном газ смертелен и со временем все подвергавшиеся его воздействию умрут. Также анализ газа позволяет ему узнать место, где Крейн появится в следующий раз.
Полиция устраивает облаву, но люди Крейна уже наготове. Они расстреливают полицейские машины гранатами с газом, убивая многих из них (включая Гордона), после чего уезжают. Бэтмен преследует конвой из нескольких машин, считая, что в одной из них находится сейф с антидотом. Люди Крейна стреляют в него самонаводящимися ракетами, но, благодаря хитрому маневру бэтмобиля, эти ракеты поражают самих же стрелков.
В конце концов, Бэтмен забирается в машину, где находится сейф. К сожалению, выясняется, что никакого лекарства в нем никогда не было — только токсин. Крейн закидывает гранату в кузов машины, и Бэтмену не остается ничего другого, как спасаться, спрятавшись в сейфе. Приехавшая полиция хватает пораженного токсином Бэтмена, обвиняя его в гибели Гордона и остальных копов, после чего его переводят в Аркхэм (но при этом по абсолютно непонятным причинам так и не сняв с него маски).
Флэшбек заканчивается. Уэйн считает, что проиграл борьбу и не хочет больше быть Бэтменом. Вдобавок, его все еще мучают галлюцинации, в одной из которых он встречает Джокера и повторяется финальная сцена из концовки фильма Бертона.
Тут Брюс вспоминает, что, находясь в Аркхэме, он действительно видел Джокера. Но поскольку безумный клоун давно мертв, то он приходит к выводу, что его пораженный токсином разум на самом деле принял за него доктора Крейна, который внедрился в Аркхэм и сейчас планирует освободить его узников, предварительно обработав их своим препаратом.
Бэтмен возвращается в Аркхэм (используя такую новинку своего арсенала как бэтлыжи) и выясняет, что Крейн уже захватил это заведение. Бэтмен взрывает суда на воздушной подушке, на которых Крейн планировал доставить свое «войско» в Готэм. Далее следует финальная схватка между героем и злодеем в разрушающемся доме, который буквально скатывается вниз по обледеневшему обрыву. В конце концов, Крейн погибает, Бэтмен спасается, и вдобавок ему приходит в голову идея как изготовить антидот. Уэйну удается излечить себя и всех пораженных токсином людей, а в конце мы узнаем, что комиссар Гордон все это время был жив и здоров. Хэппи-энд.

Сценарий Иглесиаса и Хэйса производит крайне противоречивое впечатление. При чтении складывается ощущение, что каждый из авторов преследовал различные цели — один хотел написать что-то достаточно серьезное, другой творил в духе раннего Шумахера. У нас есть запоминающиеся и атмосферные эпизоды (например, галлюцинации жертв Крейна, сцена, где Бэтмен производит в морге вскрытие тел, достаточно кровавые моменты убийства Крейном людей), а есть и весьма странные и нелепые эпизоды вроде того, где полицейские замечают находящегося на заднем сиденье автомобиля похищенного декана (похитители зачем-то одели его в медвежью шкуру) и принимают того за собаку.

Действие «Устрашения» явно происходит в Бертоновско-Шумахеровской вселенной, ибо помимо камео Джокера присутствует отсылка и к «Бэтмену и Робину» (нам показывают одну из камер в Аркхэме, которая закрыта герметичными дверями и изнутри покрыта льдом, что наводит на мысли, что ее постоялец сам Мистер Фриз), но при этом совершенно не объясняется, куда делись Робин и Бэтгерл из предыдущих частей.

Авторы предусмотрительно подготовили возможность для камео Джокера, но непонятно, перекочевал ли этот момент из сценария Протосевича, или же сценаристы, наслушавшись новостей про возвращение Николсона, решили на всякий случай включить эту возможность в свой сценарий.

Также в скрипте достаточно много логических нестыковок — например, Бэтмен проводит месяц в Аркхэме, но, вернувшись на волю, умудряется попасть на похороны Гордона. Совершенно непонятно, зачем Гордон сымитировал свою смерть, и где он отсиживался все это время. Непонятно, почему вообще полиция схватила Бэтмена и обвинила его в убийстве Гордона, когда, во-первых, он, как оказалось, все это время был жив и здоров, и, во-вторых, Бэтмен постоянно сотрудничал с полицией, а убийцей копов был именно Крейн, который никак не пытался подставить Бэтмена. Да и что греха таить, Пугало в качестве злодея достаточно слабо проработан в этом сценарии. Нам толком не объясняют ни его мотивацию (все сводится к привычной формулировке «безумный ученый»), ни того, как он постоянно набирает полоумных качков для своих грязных дел, ни чего вообще он хотел добиться все это время.

Возможно, выйди «Устрашение» в середине 90-х, после «Бэтмена навсегда», он был бы успешен и занял свою нишу. Но после четвертой части требовалось нечто большее, чем такой непроработанный сценарий. Потому достаточно закономерно, что и этот сценарий так и остался на полке, пополнив и без того большую коллекцию неспродюсированных скриптов.

«Бэтмен против Супермена» (2002 г.)

Не успела студия отказаться от идеи «Года первого» и «Устрашения», как у нее появился еще один достаточно неожиданный вариант вернуть крылатого мстителя на большой экран. В 2001 году должны были начаться съемки фильма Superman: Flyby по сценарию Джей Джея Абрамса и под режиссурой МакДжи. Однако фильм стремительно развалился — вначале студия отказалась от сценария Абрамса, а затем проект покинул и МакДжи. На его замену был срочно взят Вольфганг Петерсен, однако вскоре ситуация изменилась — в августе 2001 года Эндрю Кевин Уокер предложил студии идею фильма «Бэтмен против Супермена». Вольфганг Петерсон недолго думая согласился, а в помощь Уокеру для написания сценария был нанят Акива Голдсман. В июне 2002 года эта пара представила студии 120-страничный скрипт под названием Asylum.

Славный город Метрополис. Неизвестный террорист в маске пытается с помощью взрывчатки обрушить на город гигантский 200-метровый Монумент Свободы. Ему практически удается осуществить свой замысел, но вовремя прилетевший Супермен останавливает разрушение конструкции. Злоумышленник пытается скрыться, но не справляется с управлением и попадает в аварию. Вокруг разбитой машины собирается толпа горожан, которые собираются линчевать террориста, и подоспевший Супермен отгоняет толпу, собираясь, как обычно, передать злодея в руки полиции. Но неизвестный в маске оказывается не так-то прост — он явно ждал супергероя и, применив криптонит, сбегает, пообещав пораженному Супермену, что они еще увидятся.
Готэм, несколько дней спустя. Брюс Уэйн женится на некой Элизабет Миллер и наконец-то счастлив. Пять лет назад, после гибели Дика Грейсона, он повесил свои плащ и маску, потому что понял, что больше не в состоянии сдерживать свою ненависть, и вместо борьбы с преступниками он просто начнет их убивать. Альфред и комиссар Гордон умерли несколько лет назад, и сейчас Брюс остался совсем один — Элизабет, в которой он души не чает, стала смыслом его жизни. На свадьбе, в качестве шафера Брюса, присутствует и Кларк Кент. Оказывается, они с Брюсом давние друзья и соратники (правда, где и при каких обстоятельствах они познакомились, нам не сообщают). У Кларка сейчас тоже нелегкий жизненные период — он развелся с Лоис Лэйн и потому пребывает в депрессии.
Брюс отправляется в свадебное путешествие, и на следующий день его невеста погибает, становясь жертвой «яда Джокера», вызывающего у жертвы перед смертью приступы неконтролируемого веселья.
Разъяренный Брюс планирует мстить, уничтожив того, кто стоит за всем этим. Кларк пытается образумить старого друга, но между ними возникает ссора, когда Уэйн обвиняет Кларка в гибели невесты — оставь Кент террориста на растерзание толпе, и его любимая осталась бы жива.
В то время как Брюс реактивирует бэтпещеру и с помощью продвинутой компьютерной системы, сделанной в виде голограммы Альфреда, расследует дело, Кларк отправляется на родную ферму, чтобы придти в себя и привести мысли в порядок.
В Смолвиле он встречает свою давнюю школьную любовь Лану Лэнг, с которой у него вновь завязываются романтические отношения. В перерывах между спасением города от торнадо и размышлениями на тему ответственности, человеческой сущности, и вправе ли он, будучи инопланетянином, судить людей, Кент анализирует оставшийся от неизвестного террориста образец криптонита с помощью приборов корабля, доставившего его еще младенцем на Землю.
Тем временем Бэтмен возвращается на улицы Готэма. Одного за другим, Брюс «обрабатывает» всех старых подельников Джокера, пытаясь узнать, кто имитирует его стиль, но лишь добивается ответа, что никто — старина Джек в самом деле вернулся. В отчаянии он отправляется на кладбище и вскрывает могилу Джека Напье, которая к его ужасу оказывается пуста.
Похоже, Джокер действительно каким-то образом смог восстать из мертвых. Брюс вскоре лично убеждается в этом, когда сумасшедший клоун с парой весьма странных типов нападает на него. После длительной автомобильной погони по городу, Джокеру удается победить Бэтмена, но когда он собирается окончательно расправиться с ним, пара сопровождающих затаскивает клоуна в машину, не позволив ему убить героя, и они уезжают.
В это же время Супермен отправляется в тюрьму к своему старому знакомому Лексу Лютору, чтобы тот подсказал ему, как и где можно синтезировать криптонит. В обмен на посещение адвоката, Лютор дает наводку на секретную военную программу, целью которой было создать криптонитовую бомбу, после взрыва которой атмосфера Земли стала бы смертельной для Супермена.
Контролирующий все средства коммуникации в округе, Бэтмен подслушивает этот разговор и отправляется на секретный военный объект, похищает оттуда криптонит, и использует его для строительства нового бэткостюма. Далее следует встреча между Кентом и Уэйном — последний сообщает, что собирается убить Джокера, а если Супермен попробует вмешаться, то он прикончит и его.
Тем временем выясняется имя того, кто пытается стравить Бэтмена с Суперменом. Как нетрудно догадаться, это Лекс Лютор — именно он клонировал Джокера, после чего спланировал всю цепочку последующих событий. Поведав адвокату свой план (после того как предусмотрительно напоил его кофе с ядом), он с легкостью сбегает из тюрьмы.
Бэтмен прибывает в Метрополис к Монументу Свободы, где Джокер назначил ему встречу. Супермен уже неподалеку, и на 91-й странице, наконец, начинается обещанное противостояние супергероев. На протяжении следующих 11 страниц они мутузят друг друга, разносят полгорода, Бэтмен использует против Супермена самолет и ракеты, последний же летает в стратосферу чтобы «подзарядиться» от солнечных лучей и, разумеется, они обмениваются скромными репликами в стиле:

— Я и есть тьма! Я Бэтмен!
— Нет, это ты пострадаешь!
— Это называется боль, привыкай!
— Это все что у тебя есть?
— Ты недооценил меня, Кларк. Большая ошибка.

В конец концов, Бэтмену удается подстрелить Супермена криптонитовой стрелой, после чего побитый и практически обессиленный, он отправляется за Джокером. Последнему не составляет особого труда победить крылатого мстителя, особенного после того, как он сообщает, что Элизабет все это время работала на него и никогда не любила Брюса. Уэйн, естественно, не может в это поверить, но когда снимает свое обручальное кольцо, то видит выгравированное на обороте лицо Джокера.
Но клоуну-психопату, как обычно, не везет — в традициях второго «Терминатора» Супермен вынимает из своего тела криптонитовую стрелу, после чего приходит на помощь Бэтмену. Вместе они побеждают плохих парней, а Бэтмен выбивает всю дурь из Джокера, но после очередной речи Супермена на тему ответственности, все же оставляет того в живых.
Наконец, объявляется и сам Лекс Лютор, облаченный в экспериментальный военный экзоскелет. Он скидывает Джокера с крыши за то, что тот подвел его, после чего следует хаотичная схватка, по итогам которой вся троица также падает вниз. Супермену удается схватить Бэтмена и спасти его, Лютору каким-то неведомым образом удается пережить падение и скрыться. Появляется полиция во главе с Барбарой Гордон, наши герои рассуждают на тему того, что зло всегда возвращается, после чего пожимают друг другу руки. Уэйн предлагает Кенту выпить пива, тот соглашается лишь на содовую, после чего они смеются и уходят в рассвет.

Читая скрипт, создается ощущение, что он явно больше нацелен в сторону Супермена. У Кларка Кента больше экранного времени, его больше пытаются раскрыть как персонажа, главный злодей — это заклятый враг Супермена, и, наконец, именно Кент дважды за сценарий спасает Бэтмена.

С вселенной Бэтмена в этом сценарии обошлись намного хуже — помимо компьютерного Альфреда, есть только персонаж Барбары Гордон, но всё ее присутствие в основном сводится к чтению нотаций герою. То, как создатели представили Джокера, сделав его просто шестеркой настоящего злодея и не дав ему ни одной действительно яркой сцены или запоминающейся фразы, не может вызвать ничего, кроме недоумения. К тому же, весь конфликт Бэтмена и Супермена, по сути, построен на спорном утверждении, что Супермен не может позволить Бэтмену убить человека, которого он вообще-то уже один раз убил. Да и сами герои проявляют удивительное безразличие к тому, как старина Джек вообще смог восстать из могилы.

Главное, чем запоминается сценарий, и, собственно, ради чего он и написан, так это сценой схватки между Бэтменом и Суперменом, которая, вероятно, украсила бы собой фильм и затем вошла бы в различные тематические хит-парады лучших поединков в истории кино. Во всем остальном это достаточно типовое супергеройское кино, в котором есть хорошие моменты, но которое не особо задумывается над логикой происходящего и даже не пытается быть чем-то большим, чем просто очередной попкорновый блокбастер.

Летом 2002 года казалось, что производство «Бэтмена против Супермена» практически решенный вопрос. Съемки должны были начаться в 2003 году, а выход фильма был запланирован на лето 2004. Начался кастинг — роли Супермена и Бэтмена первоначально были предложены Джуду Лоу и Кристиану Бэйлу. Бэйл отказался, и на его место был взят Колин Фаррелл. Что касается Джуда Лоу, то ему понравился сценарий, устроил его и гонорар — но по условиям контракта он автоматически должен был сниматься в любых продолжениях. Лоу же, памятуя о том, как легко у Warner Bros. даже самая серьезная франшиза может скатиться в самопародию, хотел иметь возможность выбирать будущие сценарии. И потому чересчур разборчивый британец был заменен на Джоша Хартнетта.

Рекламная афиша не вышедшего фильма в одном из кадров картины «Я — легенда»

Кадровая чехарда на этом не закончилась — Петерсон, уставший ждать начала съемок, отказался от проекта в пользу съемок «Трои», что приостановило пре-продакшн. Но основная проблема фильма заключалась не в кадрах, а в конфликте идеологий. Президент кинокомпании Алан Хорн считал, что логично сначала снять фильмы о Бэтмене и Супермене по отдельности, перезапустив обе франшизы, а уже затем сводить их вместе. Продюсер Лоренцо ди Бонавентура, наоборот, хотел завершить «Бэтменом против Супермена» обе старые франшизы, а лишь затем устроить ребут. В итоге победил Хорн, и фильм так и почил в производственном аду. От него осталось лишь небольшое пасхальное яйцо в фильме «Я — легенда», где в одном из планов опустошенного Манхэтенна наблюдательные зрители могут заметить рекламную афишу так и не вышедшего фильма.

Насколько мог бы быть успешен «Бэтмен против Супермена», дай студия добро на съемки? Есть подозрения, что не настолько, чтобы получить сиквел и тем более послужить основой для двух новых франшиз. В нулевые на экраны вышел целый ряд кросс-оверов («Фредди против Джейсона», «Чужой против Хищника», «Ван Хельсинг»), ни один из которых не снискал большой любви у публики и не стал родоначальником новых франшиз. «Возвращение Супермена», состоявшееся в 2006 году, не оправдало маркетинговых ожиданий, да и даже обласканный критикой и публикой «Бэтмен: Начало» хоть и принес прибыль, но не настолько большую, чтобы ее хватило еще и на парня с планеты Криптон. Так что, вероятно, руководство студии сделало правильный выбор, решившись разбираться с франшизами поодиночке.

Любопытно, что в том же 2002 году Джосс Уидон обратился к руководству Warner, предложив собственную оригинальную идею для нового фильма про Бэтмена. По словам Уидона, руководство студии выслушало его концепцию будущего фильма с гробовым молчанием, после чего больше никогда не разговаривало с ним на эту тему. К сожалению, история и сам Уидон пока что умалчивают о содержании предложенной им идеи.

Нолан: Начало

В 2003 году студия наняла молодого и еще не сильно известного в широких зрительских кругах британца Кристофера Нолана на должность режиссера будущего «Бэтмена». Через два месяца к нему присоединился Дэвид С. Гойер. После недолгих раздумий, они решили создать свою собственную историю становления Брюса Уэйна, заимствовав из других работ лишь те элементы, которые были им по душе. Из «Устрашения» был взята идея использовать персонаж Пугала в качестве одного из злодеев, из графического романа Миллера в будущий фильм перекочевал ряд персонажей и эпизодов. После этого процесс пре-продашкна пошел полным ходом — после кастинга из восьми кандидатов, роль Бэтмена получил Кристиан Бэйл, в последующие месяцы остальные роли были распределены между другими именитыми актерами. Зимой 2004 года начались долгожданные съемки, и в июне 2005 года фильм вышел на экраны.

Дальнейший итог всем известен: три фильма, любовь зрителей и критики, выразившаяся в высоких оценках, хвалебных отзывах и почти 2,5 миллиардах кассовых сборов, и посмертный Оскар Хита Леджера — пока что единственная подобная награда, которой когда-либо удостаивался актер, игравший в экранизациях комиксов.

В каком-то смысле, франшиза про крылатого мстителя сейчас вернулась к тому, с чего всё начиналось. Студия может использовать наследие Нолана и попытаться как-то продолжить серию, даже несмотря на то, что снимать и сниматься в ней, по всей видимости, будут другие люди. Есть весьма заманчивый вариант с постановкой «Лиги справедливости*», который сейчас кажется самым вероятным. И наконец, всегда остается пускай и микроскопический, но все же шанс перенести на большой экран «Год первый». Вероятно, это был бы лучший из всех возможных вариантов — но, учитывая нынешние кинотенденции и все еще незабытую кассовую неудачу «Хранителей», шансы на такой исход еще меньше, чем в начале 2000-х.

Пока что можно быть уверенным лишь в одном: как верно подметил Нолан в одном из интервью, персонаж Бэтмена, вероятно, переживет всех нас, и в последующие годы мы увидим целый ряд его различных реинкарнаций. И потому, пока остается лишь ждать и предполагать, по какому же пути пойдет развитие популярной франшизы.


Все новости