DC Comics: Триумвират в игре!

filmz

«Entertainment Weekly очень разозлил. Три страницы о КомикКоне — и ни одного упоминания комиксов. Сплошные фильмы и телевидение. Надо сказать, это уже тенденция. Даже на шоу Джимми Фэллона Джон Фавро ничего не сказал о комиксах, кроме того, что они были хорошим материалом для создания фильма. Кто же спорит. И «Железный Человек» был замечательным. Но комиксы — гораздо больше, чем просто первоисточник. Обидно, что во всей этой круговерти люди упускают прелесть комиксов как вида искусства. Точнее, откровенно говоря, всем просто класть.» (с) комикс-сценарист Джеймс Робинсон изливает душу в своем Твиттере.

Не волнуйся, Джеймс Робинсон, мы еще повоюем.

С этой колонки мы начнем делать уверенные шаги в направлении четкого формата КиноКомикса. В нем будет как элемент неожиданности, так и постоянные тематические подрубрики, на появление которых можно будет рассчитывать каждые две недели.

Давайте сразу установим, что по умолчанию нас читают люди, интересующиеся экранизациями комиксов, первоисточниками и может быть даже (ну, а вдруг?) комиксами как формой вообще, но безумными фанатами не являющиеся и гиковским сленгом не владеющие. Нормальные люди нас читают, то есть. Поэтому и мы с вами будем говорить нормально, по-русски, и преимущественно о том, что интересует не только знатоков со стажем.

Например. Кроме Супермена теперь есть еще триста тысяч криптонцев, они заново отстроили родную планету (да, планету целиком) и она теперь болтается на земной орбите. Кэл-Эл туда временно переехал, вступил в Гильдию Военных и работает под чутким руководством своего давнего врага генерала Зода, возглавляющего криптонскую армию. Мало того, так Зода еще пару раз срисовали с Иэна МакШейна (играл в любимом многими телесериале Deadwood), чтобы наглядно показать, что мужчина суровый.

Вот вас такие сводки интересуют? Мы, честно говоря, немного сомневаемся. Но если да, то скажите в комментариях.

«Троица»

Вы уже слышали, что эти дети из DC решили скопировать марвеловских конкурентов, создав собственное подразделение DC Entertainment, которое как раз будет заниматься экранизациями дисишных комиксов? Новость в принципе хорошая, так как, наконец, к экранизациям комиксов DC и созданию киновселенной привлекут людей, которые совершенно точно знают, что делают — авторов комиксов. Но будем откровенны — эта новость прежде всего была нацелена на читателей этих самых комиксов, знакомых с объявленными авторами и имеющими некое представление об их заслугах. А как быть с остальными? Кто облечет анонс в контекст и объяснит вам, почему вы должны быть рады?

КиноКомикс спешит на помощь!

Самым старшим из названных деятелей, будущих консультантов по кино DC, является Марв Вульфман. Все его ключевые работы состоялись в 70-х и 80-х, и его можно по праву назвать неоднократным первопроходцем. В 70-е мы особо вдаваться не будем, потому как это десятилетие Марв провел в издательстве Marvel (и даже успел на год побыть главным редактором), но нас прежде всего интересует его уровень владения дисишным материалом. Впрочем, глупо будет умолчать о нескольких важных для восприятия автора фактах.

Мы склонны считать, что самый верный способ заставить проникнуться симпатией к незнакомому ранее автору — перечислить, что он придумал из того, с чем вы уже были знакомы. Рассказу сразу добавляется вес, придается смысл и вообще обеим сторонам становится как-то комфортнее. Поэтому чего ходить вокруг да около? В числе серий, которые Вульфман писал для Marvel, были Amazing Spider-Man, Daredevil и готический хоррор Tomb of Dracula. Пока он на них сидел, Вульфман создал таких известных персонажей, как Черная Кошка, Меченый и Блэйд (думаем, понятно, кого для какого комикса).

А вот потом уже начинается настоящее передвижение гор и разматывание ткани вселенной. И это даже не метафоры, а фактически буквальное описание того, чем занимался Вулфман в DC.

Первые пять лет все было еще относительно спокойно, но уже амбициозно. Главным достижением Вулфмана того периода можно назвать серию The New Teen Titans (для справки: команда помощников героев и просто молодых ребят, ведомая Робином), в которой он идеально совместил подростковый сериал с супергероическим жанром. Сейчас такое описание может показаться не сильно впечатляющим, но на то Вульфман и первопроходец — до него данную тему поднимали либо не с той глубиной, либо вовсе предпочитали обходить стороной.

Обещанное чуть ранее передвижение и разматывание произошло в 1985-м году (середина восьмидесятых вообще переломное время для американских комиксов, где-то на горизонте уже маячат Watchmen Мура и Dark Knight Returns Миллера). Именно тогда вышла написанная Вульфманом серия из двенадцати выпусков «Кризис на бесконечных Землях» (Crisis on Infinite Earths). Комикс был создан в честь 50-летнего юбилея издательства и является по сути одним из первых и самых ярких представителей комиксных Событий. Сейчас-то их устраивают чуть ли не каждый год, и чувство важности и новизны давно выветрилось, а тогда это был блокбастер нереальных масштабов. «Кризис» собрал всех более-менее важных персонажей DC, в нем состоялась героическая смерть Флэша той эпохи, Барри Аллена и, что самое важное, упразднение Мультивселенной (собрание всех параллельных миров DC, называемых Землями). То есть, и так всегда была одна основная вселенная и хронология, но Мультивселенная позволяла персонажам встречать свои многочисленные альтернативные версии. Спустя двадцать лет ее, впрочем, вернут, но уже руками другого члена нашей «Троицы».

И еще одна вещь, кажущаяся в наше время сама собой разумеющейся — указание имен авторов в комиксе — тоже появилась благодаря Вульфману, точнее его фамилии. Одной из его ранних работ для DC (еще даже до свершений в Marvel) была короткая история, включенная в ежемесячную антологию наподобие «Баек из склепа». Редактор писал вставки между историями, сообщая, что ждет читателя. И перед сегментом Вульфмана соригинальничал и сказал, что следующую историю ему поведал «странствующий Человек-волк» («wandering Wolfman»). Казалось бы, чего такого, но в то время существовала строгая цензура, запрещавшая упоминание оборотней в комиксах. «Человека-волка» попросили убрать. Редактор объяснил, в чем шутка, но исключений делать не стали, однако пришли к компромиссу, напечатав в комиксе полное имя сценариста. Естественно, другие авторы законно потребовали себе те же почести.

Вот из таких странностей состоит история американской индустрии комиксов.

В завершение добавим, что Вульфман считается одним из первых, кто напечатал Стивена Кинга. Произошло это во втором выпуске фанзина Stories of Suspense в 1965-м году. Мелочь, вроде бы, но все равно приятно.

Марв Вульфман — Супермен в нашей «Троице».

Перейдем к самому молодому деятелю, Джеффу Джонсу. Несмотря на меньший стаж, он может похвастаться огромным вкладом в развитие современной вселенной DC. Джонс фактически вдохнул новую жизнь в большую часть основных франшиз издательства.

Все главные пункты карьеры Джонса содержатся в новом тысячелетии.

В 2000-м он стал соавтором Дэвида Гойера (человек, писавший сценарии ко многим хорошим фильмам вроде «Блэйда II», «Темного города» и «Бэтмена: Начало») на серии JSA, посвященной Обществу Справедливости Америки — второй по важности команде в DC после Лиги Справедливости, насчитывающей сумасшедшее количество участников. Гойер потом ушел, а Джонс оставался почти бессменным сценаристом Justice Society of America вплоть до нынешнего года и попрощался с тайтлом несколько месяцев назад.

Но это ладно, есть две франшизы, с которыми имя Джеффа Джонса ассоциируется чаще всего — Флэш и Зеленый Фонарь.

В 2005-м он написал мини-серию Green Lantern: Rebirth, в которой воскресил самого популярного Фонаря Хэла Джордана (грядущий фильм будет именно про него) и возродил Корпус Зеленых Фонарей. До этого приличное время Корпус был разрушен, а единственным Зеленым Фонарем во всех галактиках был землянин Кайл Райнер.

С Rebirth началась грандиозная космическая сага, которая в данный момент вошла в ключевую фазу. В серии Green Lantern Джонс создал еще целых шесть корпусов разных цветов, каждый из которых олицетворяет определенную эмоцию. Отдельно от них родился седьмой, Черный, запустивший «Темнейшую Ночь» (Blackest Night) — нынешнее масштабное Событие в DC. «Ночь» всегда была частью фонарского пророчества, так что Джонс довел мифологию до логического конца. Хотя, концом это назвать было бы некорректно, учитывая, что истории в комиксах продолжаются и продолжаются.

Серию Flash с Уолли Уэстом в главной роли Джонс писал с 2000-го по 2005-й, после чего франшиза бессовестно затухла, будто из механизма вынули важную деталь. Джефф это понял и решил сделать ей ту же инъекцию, что и Зеленому Фонарю — прямо сейчас выходит серия The Flash: Rebirth, возвращающая оригинального Флэша Барри Алена, потерянного нами, как вы помните, в Кризисе 1985-го года.

Если Флэш только-только начинает приходить в себя после забвения, то Супермен может отвешивать Джонсу поклоны уже сейчас. Его уголок вселенной процветает. В 2006-м Джонс стал сценаристом Action Comics, причем не один, а привел с собой авторитетного соавтора — режиссера Ричарда Доннера. Да-да, того самого легендарного Доннера, снявшего «Супермена» с Кристофером Ривом. Кстати во второй половине 90-х Джонс работал у Доннера ассистентом на съемочной площадке. Джефф преимущественно мыслит эпиками, поэтому его сюжеты пришли к кульминации в виде возвращения жителей криптонского города Кандора, находившихся в длительном заточении у злодея Брейниака. Да, те самые триста тысяч, упомянутые нами в начале колонки.

Но, возможно, главным аргументом при попадании Джонса в «Троицу» архитекторов киновселенной DC является тот факт, что именно он ответственен за вернувший Мультивселенную сиквел «Кризиса на бесконечных Землях» — «Бесконечный Кризис» (Infinite Crisis). Как и все уважающие себя сиквелы, вышедший через двадцать лет после комикса Вульфмана, Кризис Джонса удвоил (а то и утроил) размах и количество действующих лиц, хотя выпусков на сей раз выделили всего семь.

Не стоит и говорить, что фанаты комиксов DC молятся на Джонса, прося его вернуться на покинутые серии или оприходовать супергероев, которых он еще не касался, но которым сейчас не очень хорошо (например, бедного Аквамена, живущего без собственной серии и вообще редко появляющегося в последнее время). Уже доподлинно известно, что Джонс будет рулить экранизациями «Флэша» (уж в нем он настоящий эксперт), и «Шазама», комикса о маленьком мальчике, который с помощью волшебного слова (догадаетесь, какого?) превращается в настоящего супермена. Ну, почти настоящего.

Джефф Джонс — Чудо-Женщина в нашей «Троице» (ничего личного, Джефф).

И, наконец, третий человек, дорвавшийся до руления экранизациями — Грант Моррисон. Чтобы объять его библиографию, потребуется отдельный выпуск КиноКомикса, а то и не один. Но мы попытаемся выделить важные для нынешней темы моменты.

Моррисон — один из ключевых авторов «Британского вторжения», состоявшегося в поздних 80-х. После громкого успеха Алана Мура на сериях Swamp Thing и Watchmen DC бросилось искать свежую кровь в Соединенном Королевстве. Многие нанятые ими сценаристы нестандартно мыслили по сравнению со своими американскими коллегами и отличались большой любовью к философии и экспериментированию. Моррисона, наряду с другим участником «Вторжения» Нилом Гейманом, можно по праву считать самым коммерчески успешным из интеллектуалов.

Моррисон может похвастаться обширным списком авторских работ, в которых наиболее ярко выражен его стиль, но и в супергероическом мейнстриме он сумел оставить заметный след, задав тенденции развития всего жанра. Известность в Америке ему принесли серии Animal Man и Doom Patrol. В первой он сломал «четвертую стену» и протагонист серии узнал, что является персонажем комикса. Кульминацией послужила встреча самого Моррисона с главным героем. С Doom Patrol он поступил еще радикальнее, добавив в стандартный супергероический тайтл сильные элементы сюрреализма.

В 1996-м Моррисону дали писать «Лигу Справедливости Америки» (в той инкарнации — просто JLA). Этот комикс ввел моду на «широкоэкранные» комиксы, своеобразный эквивалент летних блокбастеров, содержащий ураганные экшн-сцены, показанные через серию кадров, повторяющих по форме экран кинотеатра.

В последние годы Моррисон отметился серией All Star Superman, не относящейся к основной вселенной DC, но являющейся, по сути, ультимативным комиксом о Супермене, собравшем в себе все элементы, сделавшие образ персонажа иконическим.

И вы, наверное, думаете, что раз через весь КиноКомикс тонкой нитью проходит тема дисишных Кризисов, то и Грант каким-то образом должен вписаться в складывающуюся картину. Не зря думаете. Он выступил сценаристом прошедшего в прошлом году (и немного отхватившего начало этого) «Финального Кризиса» (Final Crisis), поставившего точку в трилогии. В нем ставки уже были подняты до заоблачных высот — была уничтожена и восстановлена с нуля сама реальность. А в конце погиб сам Бэтмен. Хотя, на самом деле не погиб, а был временно отправлен в параллельную реальность, но пока что считается мертвым.

Кстати, о Бэтмене. Для Моррисона это то же самое, что для Джеффа Джонса — Зеленый Фонарь. Он уже несколько лет ведет работу над персонажем и помог вернуть Бэт-комиксы на верхние строчки рейтингов продаж. Персонажа в исполнении Моррисона окрестили «Убер-Бэтменом», так как его звание величайшего в мире детектива доведено до предела: он просчитывает все ситуации на несколько ходов вперед, никому не верит и способен выйти победителем из любой передряги, даже если его закопают заживо.

О смерти Брюса Уэйна, если вы помните, писали даже в отечественной интернет-прессе, но тогда это была ложная тревога. Та «гибель» произошла в конце сюжета с громким названием Batman R.I.P. и буквально в следующем выпуске серии Уэйн был показан живым и здоровым. Тем не менее, после событий Финального Кризиса он официально признан скончавшимся, а плащ и маску носит Дик Грейсон, бывший когда-то самым первым Робином и заслуживший повышение. Робином при нем бегает Дэмиен Уэйн, невероятно вредный и высокомерный биологический сын Брюса и Талии Аль Гул, дочки знакомого вам Раас Аль Гула. Но это нас уже понесло.

Кстати, Моррисон среди прочего помог выбиться в люди Марку Миллару, написав вместе с ним массу комиксов, прежде чем тот отправился в свободное плавание.

Грант Моррисон — Бэтмен в нашей «Троице».

Итого мы имеем: ветерана и знатока вселенной, молодого и энергичного автора, влюбленного в комиксы, и автора, совмещающего все вышеперечисленное и добавляющего набор уникальных качеств.

Вселяет надежду.

Ну, а к каким грядущим кинопроектам будет привязан каждый из авторов — пока неизвестно, но уже можно делать выводы. Джонс-то точно пойдет по любимым Фонарям, Флэшу и Шазаму — а вот двое других пока непонятно что будут контролировать в кинопроцессе оживления супергероев на большом экране. Подождем-узнаем!

А теперь подрубрика, которая, как мы надеемся, будут появляться в КиноКомиксе регулярно.

Минутка занудства

Каким бы крутым экспертом вы ни были, как бы красноречиво не выражали свое мнение и как бы здорово не расписали все поп-культурные отсылки в очень крутом комиксе, в интернете вас все равно с высокой вероятностью будут помнить по тем моментам, когда вы не выдерживаете и вклиниваетесь в дискуссию, начиная поправлять собравшихся и выражать свое превосходство в обсуждаемом вопросе. Вот Игрок и redson именно так и делают. Их никто не просит, никто не ждет, но они все равно приходят, чтобы восстановить справедливость.

Именно этим мы и будем заниматься в «Минутке занудства».

Очень не любим, когда в отзыве о прочитанном комиксе кто-нибудь напишет: «Настолько хорошо, что даже комиксом назвать язык не поворачивается». Как бы вы, хочется спросить, тогда окрестили только что прочитанное произведение? Собственную терминологию что ли изобретете? Комикс — он комикс и есть, и нечего стыдиться. Вон, геи и лесбиянки уже давно не стыдятся, парады проводят, а мы все еще стесняемся произнести название истории, рассказанной при помощи взаимодействия текста и картинок. «Графический роман», к которому уж слишком часто прибегают в прессе (что нашей, что западной) — это узкое понятие. Под ним, грубо говоря, подразумевается большой комикс, изданный сразу одной книгой. Бывают исключения, но пока глубоко зарываться не будем, чтобы никого не путать.

Смотрите сами.

Стандартный размер выпуска серии комиксов — 32 страницы. Это с учетом рекламы, самого комикса там получается 22 страницы. Опять же, есть вариации, но это наиболее часто встречающийся формат.

Серии бывают:

Постоянные (Ongoing). В теории могут длиться бесконечно. Примеры: Amazing Spider-Man, Invincible Iron Man, Teen Titans, Daredevil.
С заранее ограниченным количеством выпусков (Limited), или просто лимитка. Они в свою очередь делятся на мини-серии и макси-серии. Определенной границы, за которой мини превращается в макси, нет, но пусть это будет отметка в 9-10 выпусков.

Особняком стоят ван-шоты (One-shot) — одинарные выпуски, размером либо с обычный ежемесячный, либо чуть больше.

Несколько выпусков определенной серии потом собирают под одной обложкой, и есть этому два названия в зависимости от самой обложки. Если она мягкая, то это Trade Paperback (TPB), если жесткая, то Hardcover. Не так уж и сложно на самом деле, те же термины и к простым книгам без картинок применяются. Клиенты магазина Amazon подтвердят.

Вот такие трейды и хардковеры тоже принято относить к категории Graphic Novels, и причина тут исключительно эстетическая: они уже выглядят как книги, выглядят серьезнее и солиднее 32-страничных журналов, поэтому и называть их хочется посолиднее, чтобы выделить. Естественно, публике, далекой от комиксов, такой формат гораздо легче продать.

Таким образом, для настоящих графроманов, которые не сборники ранее изданного, возникает еще один термин, чтобы уже вас добить — OGN (Original Graphic Novel).

Подведем итоги. По этой логике выходит, что «Хранители» (Watchmen) — не оригинальный графический роман, а макси-серия комиксов. Это если с технической стороны, а то можно привлечь еще и концептуальную и сказать, что на самом деле Мур сделал «сериализованный графический роман».

Но нас, кажется, опять понесло.

До следующего выпуска — ваши предложения по улучшению колонки и всей рубрики ждем в комментариях!


Все новости