Рецензии читателей Filmz.ru на Беги без оглядки (2006)

Беги без оглядки
Manokanaka
Оценка фильма: 5 | другие оценки автора
"БЕГИ БЕЗ ОГЛЯДКИ" - СТРАШНАЯ СКАЗКА НОЧНОГО ГОРОДА

Как мы все знаем, иногда в мире кино происходят настоящие чудеса. Порой эти чудеса оказываются громкими и вызывают массовый религиозный экстаз у зрителя, но, как показывает практика, большинство - тихо мирно ждут своего часа, постепенно обретая культовый статус. Забавно, но огромное количество фильмов, сейчас составляющих "золотой фонд" кинематографа, принадлежат именно к этой категории. Ждет ли такая судьба картину, о которой пойдет речь, сказать трудно, уж больно она необычна.
"Беги без огладки" - фильм, не побоюсь этих слов, уникальный и волшебный.
Представьте себе, что вы бродите по блошиному рынку, покупаете безделушки, а вернувшись домой, понимаете, что одна из побрякушек на самом деле - брилиант чистейшей воды. Это сравнение очень хорошо характеризует фильм.
Пока что мне не приходилось видеть чего-либо даже отдаленно на него на похожего.
В чем же эта неповторимость?
На первый взгляд речь идет о криминальном экшене в духе популярного нынче Гая Ричи, но это только на первый взгляд, потому что на самом деле это сказка, сказка, какую могли бы написать Братья Гримм, живи они сейчас. На этот потрясающий микс, казалось бы несовместимых жанров, работает всё - типажи, режиссерская и операторская работа, совершенно потрясающая музыка, в результате фильм получается невероятно объемным и сочным - настоящий миф нашего времени.

Собственно, впечатление, что вас ждет нечто интересное возникает с первых кадров - в замедленной съемке распахивается дверь маленького придорожного кафе, на улицу выбегает мужчина с мальчиком лет десяти на руках - оба в крови, вот они садятся в машину и несутся куда-то по улицам просыпающегося города, сопровождаемые совершенно нереальной музыкой, в которой смешалось всё - сказка, драма, вестерн. Как заведенный мужчина повторяет "Потерпи, малец, мы успеем…мы успеем…". Кто эти двое? Куда они едут?

Рисованная пуля разбивает рисованное зеркало и "сказочным шрифтом" выплывает название фильма, чтобы в следующую секунду превратиться в совершенно несказочную надпись белой краской на стене в неблагополучном квартале и перенести нас на восемнадцать часов ранее в дешевую комнатушку, где одна группировка толкает наркоту другой.
Сделка идет гладко, пока в комнату не врываются грабители в масках, видимо хорошо информированные о происходящем. Завязывается перестрелка, пожалуй, одна из самых кровавых и жестоких в истории кино, без потерь из которой выходят только покупатели - сын крупного мафиози Тони Перелло и его двое подручных, и вот ведь незадача - обыскивая труп одного из нападавших, ребята понимают, что те были копами.

Нужно избавится от стволов, и дело это по обыкновению поручают Джоуи Газеллу (Пол Уокер), именно его мы видим всего в крови восемнадцатью часами спустя в начале фильма. Что же мы можем сказать о Джо Газелле? Это достаточно нервный, скрытный, скользкий, через слово матерящийся бандит, в котором тем не менее есть некий стержень, понятие правильности. Ещё у Джо есть семья, может и не самая лучшая, но и не самая худшая - красавица-жена Тереза (Вера Фармига), которую он до сих пор обожает, сын Никки - десятилетний сорванец, характером явно в своих родителей, и отец-инвалид, почти ничего не соображающий. Есть у семейства Газеллов и соседи, чей сынишка Олег (Камерон Брайт) - лучший друг Никки, и в этот вечер мальчишкам суждено увидеть то, что им видеть не положено. Уже давно Джоуи не избавляется от стволов, а складирует их у себя в тайнике, это его страховка на случай чего. Туда же попадает пистолет Тони Перелла, из которого был убит коп, достаточно приметная и дорогая пушка - хромированный короткоствольный револьвер.
Семья Газеллов живет в реальном мире, а вот за окнами соседнего дома, куда понуро возвращается Олег, находится настоящее королевство кривых зеркал - вечный полумрак, дым сигареты отчима-психопата Анзора , забитая мать, всполохи экрана телевизора, где бесконечно умирает герой Джона Уэйна. Олег почти не улыбается, иногда он кажется взрослым не по годам, а синяки у него никогда не проходят. Судьба дает ему шанс.
И вот настает роковой миг - пуля пробивает окно на кухне семейства Газелл, и через разбитое стекло весь мир фильма словно проваливается в Зазеркалье.
В соседнем доме Джоуи обнаруживает посдстреленного Анзора, от которого узнает, что стрелял Олег, стрелял из короткоствольного хромированного револьвера и теперь в бегах.
Вот тут Джоуи понимает, что влип. Где-то в городе в руках у десятилетнего мальчишки пистолет, который наверняка уже ищут все копы в городе. С этого момента начинается безумная гонка по улицам ночного города. Ночной город не в новинку для Джоуи, он его обитатель, но для десятилетнего Олега темные улицы и пустыри с каждым шагом всё больше уподобляются пресловутому Заколдованному Лесу.

Фильм продолжает оставаться крепкой криминальной историей, но его слои как бы накладываются друг на друга. Олег в бегах, Джоуи идет по его следу, а позже - по следу начавшего совершенно самостоятельное и невероятное путеществие револьвера, вокруг них странный ночной город. Здесь будут перестрелки, мафиозные разборки, продажные копы, но стоит приглядеться повнимательнее, и вот мы уже встречаем Сумасшедшего Клоуна, Добрую Фею и даже попадаем в жуткий Пряничный Домик милой семейной пары педофилов-убийц, откуда спастись можно только с помощью смелой Прекрасной Принцессы. Это перевернутый мир в духе Тайных Шоссе Стивена Кинга, поразительно реальный и сказочный в одно и то же время.
Ни на секунду не сбавляя темпа, не теряя своего очарования, фильм несется к потрясающей развязке, пересказывать которую, впрочем как и саму картину, занятие пустое - это как раз тот случай, когда нужно видеть и слышать.
Кто-то ставит в укор фильму его финал и снимает за него очки, но на самом деле - это единственное возможное и логичное завершение этой истории. Возможно, если бы картина была в чистом виде криминальным экшеном, подобный финал был бы неуместен, но…но это же Страшная сказка ночного города.

Между прочим, многие из зрителей, которым этот фильм до одури нравится, никогда не скажут вам, что в нем есть сказочный элемент. Действительно, слова "зубодробильный", "ураганный", "крутой" достаточно точно характеризуют эту картину, и этот её слой сам по себе доставляет невероятное удовольствие. Большинство не думают о "сказочной" составляющей, настолько тонко она вплетена в ткань фильма, она лишь очущается как тринадцатая нота в аромате, та которую не можешь четко различить, но не можешь не почувствовать. Здесь, безусловно, нужно сказать, что картина - практически авторская, и аплодисменты должны в первую очередь достаться режиссеру и сценаристу - Уэйну Крамеру, создавшему этот совершенно уникальным мир. Он снимал не гротескное творение-метафору, где что-то явно символизирует что-то, и это все должны заметить и восхититься, нет, он совершенно честно снял крепкий криминальный фильм, только вот в процессе съемок понял, что уж слишком много сходства между Ночным Городом и Заколдованным Лесом для потерянного мальчишки-беглеца. Крамер не стал давить на это, но легкими штрихами сделал этот эффект осязаемым.

Визуальный ряд картины великолепен - это обычный город, но сними его под правильным освещением и правильным углом, и результат превосходит все ожидания. Оператор Джеймс Уитекер просто творит чудеса, без его камеры фильм никогда не стал бы таким, какой он есть. Именно она переносит нас куда-то на границу Зазеркалья, её полет делает из обычного парка страшную чащу, из залитой светом квартиры - пугающий пряничный домик, а иногда позволяет нам увидеть то, что есть на самом деле, но чего быть не должно - например, жуткую тень на стене. Вместе с тем, трудно припомнить, когда с таким смаком и динамикой снимались перестрелки, где уж если выстрел, то Выстрел.

Большой удачей фильма стала и музыка Марка Ишема. В целом хороший композитор здесь просто превосходит себя, полностью следуя замыслу режиссера - это музыка страшного и жестокого ночного города, в ней много действия, крови и пота, но над всем этим парит дух странной сказки и какой-то печали души, запертой в тусклом мире Теней. Услышав её один раз, вы её больше не забудете. К чести команды фильма, следует заметить, что идеально и сведение картинки с музыкальным сопровождением.
Отдельный сюрприз ожидает зрителя на титрах - рисованном пересказе происходящих в фильме событий именно с позиции сказки (кстати, здесь можно заметить, что "сказочное я" Джоуи Газелла - волк-оборотень).

Наконец, нужно сказать и об актерах, которые оживили эту историю.
Фильм очень богат на колоритных персонажей, здесь даже второстепенные и эпизодические герои абсолютно незабываемы, как и положено персонажам сказки. Центральных фигур в этой истории тоже хватает, и за каждым из них чувствуется прекрасно проработанная сюжетная линия, которая подкрепляется отличной актерской работой. Всё настолько хорошо, что даже персонажи-дети на высоте, а пугающая поначалу самим фактом своего наличия "русская линия", в итоге не оборачивается ни чернухой, ни клюквой, а совершенно адекватно и со знанием дела идет через весь фильм.
Карел Роден создает потрясающе яркий образ Анзора Югорского - психопата, наркомана, но далеко не законченной мрази. Очень колоритен Чазз Пальминтери в роли мерзавца-копа Риделла. Но основная работа здесь ложиться на плечи троих актеров - Пола Уокера, Камерона Брайта и Веры Фармига.

Выбор Пола Уокера на роль Джоуи Газелла стал большим сюрпризом и для зрителя, и для критиков. Последние в принципе не питают большой любви к этому актеру, и их можно понять. Уокер обаятелен и выбирает роли, в которых главное не погружение в атмосферу и глубины души, а широкая улыбка, хорошие рефлексы, крутые трюки и экстрим. Тем не менее, после выхода "Беги без оглядки" даже законченные скептики признали, что да, он не Лоуренс Оливье, но при должной с ним работе, Пол Уокер может очень хорошо играть, если ему дать метериал, того требующий. Его Джоуи Газелл в высший степени убедителен, Уокер умудряется правдоподобно свести в нем настоящего героя и почти истерика, передать очень много оттенков, делающих персонажа в по-настоящему живым.
Сцены, которые они выдают с Верой Фармига, играющей Терезу Газелл, потрясающе хороши. Им удалось идеально сыграть супругов, нигде не перебрав и нигде не недобрав. Первый же взгляд на их героев, и мы понимаем, что они уже очень давно вместе - в их жизни есть место и дикому сексу, и закипающим кастрюлям на кухне, и разборкам за семейным ужином.
Вера Фармига в целом создает потрясающий образ. Это не просто "жена главного героя", это в высшей степени самостоятельный и яркий персонаж фильма - обычная, но достаточно сильная женщина, мать семейства, но с огоньком. Окончательно её персонаж раскрывается в жутких сценах "пряничного домика", и после этого не восхищаться Терезой Газелл просто не получается.
Последней движущей силой становится десятилетний Олег в исполнении Камерона Брайта - второй главный герой фильма наравне с Джоуи Газеллом. Этот ребенок просто невероятен. Режиссерский замысел гениален: главные герои фильма - суетливый и никогда не затыкающийся взрослый Джоуи и молчаливый, твердый как кремень мальчишка Олег. Как же молчит этот ребенок, как смотрит, а если говорит, как рубит - четко, мало и по делу. Достаточно посмотреть в его глаза - там столько боли, но столько решимости, силы и жажды воли, что просто поражаешься молодому актеру, но самое потрясающее, это моменты, когда из Олега прорывается настоящий десятилетний мальчишка, когда он улыбается или смеется, посреди всего ужаса, творящегося вокруг него.

Подводя итог, следует сказать, что этот фильм невероятно самобытен. Его вполне могли бы снять в творческом тандеме Гай Ричи и Терри Гиллиам, но снял его достаточно молодой режиссер Уэйн Крамер, снял так, что мэтрам остается только завидовать. С помощью актеров и своей команды он рассказал потрясающую историю - историю о том, как привычный нам мир может обернуться Зазеркальем, стоит лишь одной пуле разбить зеркало, а героям отправиться по следу этой пули, как за волшебным клубком, всё глубже углубляясь в прекрасный и страшный Заколдованный лес ночного Города - место, где могут произойти самые невероятные события, населенное яркими персонажами, и где в итоге будут сорваны маски, а каждый из героев получит то, чего он на самом деле заслуживает… И за это нужно сказать Крамеру спасибо. Благодаря таким фильмам понимаешь, что кино - это прекрасный мир обыкновенного чуда, который делает нашу жизнь чуточку ярче и интереснее… а это действительно имеет значение.

Оценка объективная (с позиции критика) - 9/10 (не каждый прочувствует это кино на 100%, но уровень очень высокий)
Оценка субъективная (с позиции зрителя) - 10/10 (люблю такие фильмы).

популярные видео

по просмотрам
    № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
  • 1
    0
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям

* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×