Недоделанная фантастика

filmz

Амбициозность любого кинопроекта по вполне понятным причинам не является стопроцентной гарантией ни зрительского успеха, ни признания критиков. Но и святая и подтвержденная убедительными резонами уверенность в том, что задуманный фильм с бронетанковой грациозностью проложит себе дорогу в кошельки аудитории, не поможет кинематографисту поручиться за то, что его детище до этой самой аудитории вообще дойдет.

Особенно это касается таких спорных в плане прибыльности жанров как фантастика и фэнтези. Из последних примеров достаточно вспомнить ремейк классической ленты «Экскалибур», задуманный Брайаном Сингером, и «Хребты безумия*» Гильермо дель Торо, а уж сколько было проектов, находившихся на грани гибели: «Артур и Ланцелот», «Темная башня*», «Одинокий рейнджер», которому всё же удалось худо-бедно дойти до зрителя... Впрочем, эта печальная истина относится не только к голливудскому кино, но и к индустрии отечественного разлива. Сегодня мы попробуем вспомнить о тех фантастических кинопроектах, на которые российский кинобизнес возлагал определенные надежды, но которые по тем или иным причинам так и не добрались даже до стадии съемок. Но начнем мы с тех, которым удача почти улыбнулась.

«Сокровища под горой»

В 1991 году киностудия «Аргус», здравствующая и поныне и всё так же специализирующая главным образом на анимационных проектах, приступила к съемкам мультипликационной ленты «Сокровища под горой», в основе которой лежала сказка Джона Р. Р. Толкина «Хоббит». Вряд ли генеральный директор «Аргуса» Владимир Репин, режиссер Роман Митрофанов и сценарист Михаил Бартенев предполагали, что этот год окажется настолько роковым для страны, в которой мы тогда жили, но распад Советского Союза поставил на проекте жирный крест. Бескрайние просторы интернета сохранили шестиминутный пролог, в котором Николай Петрович Караченцов отдал свой голос волшебнику Гэндальфу, а покойный Лев Борисов — одному из гномов (судя по всему, Торину), но на этом история советского анимационного «Хоббита» закончилась. А ведь проект был более чем многообещающим: изумительная стилистика рисунка видна даже в не блещущем качеством записи прологе, плюс ко всему оператором мультфильма значился Константин Инешин, глазами которого мы вот уже более двадцати лет смотрим на приключения домовёнка Кузи, на то, как Иван-молодец царску дочку спасал и как бригада спасателей из КОАПП особо активно помогала природе. Теоретически «Сокровища под горой» могли легко составить конкуренцию любому диснеевскому мультфильму тех лет: блестящий, проверенный временем первоисточник, очевидная музыкальность повествования, уже упомянутая анимация — достаточные поводы полагать, что «Аргус» работал над, как минимум, заметным проектом, особенно для нашей анимации, выросшей из мощной советской школы. Впрочем, даже те шесть минут, оставшиеся от несбывшейся мечты, нашли свое отражение и в современности: остроглазые зрители уже успели заметить параллели между этим фрагментов и прологом уже игрового «Хоббита», снятого Питером Джексоном. Оммажи, первый среди которых — воздушный змей в виде красного дракона, настолько очевидны, что никаких сомнений в том, что ПиДжей знаком с материалом студии «Аргус», не остается.

«Беляев»

В 2003 году известному в наше время своими нестандартными игровыми и экспериментальными картинами Игорю Волошину предложили дебютировать в большом игровом кино. Фильм назывался «Беляев» — по фамилии советского фантаста Александра Беляева, наиболее известного своим романтическим романом «Человек-амфибия». Считающийся сугубо артхаусным режиссером, Волошин признавался, что и жанровые фильмы, блокбастеры, ему крайне интересны, поэтому за мрачный НФ-триллер о секретном научном проекте «Беляев» по созданию нового вида человека, способного дышать под водой, взялся с большим интересом. На главную роль с самого начала был назначен Максим Суханов. Игорь трудился над проектом в течение двух с половиной лет, съемочная группа находилась в режиме постоянной готовности, однако процесс постоянно стопорился из-за перебоев с финансированием. Это было дорогостоящее кино: натурные съемки должны были проходить на Мальте, в Венеции, в Лондоне. В результате Волошину удалось снять всего десять минут, после чего терпение его окончательно лопнуло, и через три месяца после фактического начала съемок он вышел из проекта; по его собственным словам, к этому решению он и продюсер картины Елена Яцура пришли обоюдно и не затаили друг на друга обиды.

На режиссерском посту Волошина сменил Николай Хомерики, которому Яцура сама предложила заняться этой картиной. Казалось, лед тронулся и процесс пошел: актерский состав был набран полностью, были отсняты все петербургские сцены, и съемочная группа уже отправилась в Крым снимать оставшуюся часть картины, когда вдруг борозду испортил старый конь в виде очередных финансовых проблем. Вероятно, в данном случае речь шла о невыполнении своих обязательств банком «Русский финансовый альянс», о чем писалось в прессе в начале 2009 года; так или иначе, но съемки пришлось свернуть, а проект заморозить, так как снимать его было попросту не на что. Хомерики, по его же собственным словам, сделал практически половину фильма, и тем обиднее было переходить к другим работам, не закончив эту. В прошлом году режиссер говорил, что надежда все-таки закончить картину, несмотря на огромный временной разрыв, пока еще остается, и Елена Яцура периодически напоминает ему об этом. Но будем реалистами: заканчивается уже 2013 год. Даже если средства и возможности снова заняться этой лентой найдутся, скажем, в начале следующего года, придется как минимум вносить серьезные изменения в сценарий Геннадия Островского, чтобы хоть как-то оправдать внешние изменения, произошедшие с героями за эти пять лет.

Пока же о «Беляеве» напоминает лишь вырвиглазный трейлер, обнаружившийся на просторах сети. Смотреть его очень тяжело, но хотя бы примерное представление о том, что у Хомерики должно было получиться в результате, он дать способен.

«Приключения Алисы: Пленники трех планет»

В 2008 году Олег Рясков принялся разрабатывать фильм, который, хоть и не является экранизацией книг Кира Булычёва про Алису Селезнёву, но к этой героине имеет самое непосредственное отношение. Новое приключение гостьи из будущего так и называлось: «Приключения Алисы: Пленники трех планет». На проект было выделено порядка десяти миллионов долларов, из которых немалая часть должна была уйти на визуальные эффекты: графикой в фильме занимался Павел Донатов, примеры работ которого можно найти в таких картинах как «9 рота» и «Обитаемый остров» Федора Бондарчука. На роль находящейся в старшем школьном возрасте Алисы была назначена известная всей стране по «Папиным дочкам» Дарья Мельникова.

Рясков собирался отказаться от привычного будущего, в котором живет Алиса в пользу более реалистичного и знакомого современному зрителю антуража, сделав акцент не на деталях вроде лучевого оружия или несуществующих гаджетов, а на уникальности и экзотичности иных миров. Это не должно было быть детское кино: несмотря на то, что героине здесь пятнадцать лет, фильм должен был полностью соответствовать званию «приключенческое кино для семейной аудитории» с немалой долей детективной составляющей в сюжете. Никаких прыжков через высоченный забор, которыми славилась девочка, с которой ничего не случится, здесь не планировалось: Алиса — обычный человек, просто живет она не сейчас, а сильно потом.

В июле 2008-го в рамках подготовки к кинорынку Рясков должен был собрать свою съемочную группу, уже сработавшуюся с режиссером на «Слуге государевом», и приняться за тестовые съемки, чтобы из получившегося материала сделать тизер-трейлер; основной же съемочный период был назначен продюсером Еленой Маленкиной на февраль 2009-го. Но наступил роковой для нашей страны месяц август, грянул кризис, и деньги кончились, не успев даже толком появиться. Тизер, конечно, сделали, основываясь на единственной отснятой сцене, но в феврале никакого начала съемок не состоялось — вместо этого проект был заморожен.

В 2010 компания Тимура Бекмамбетова «Базелевс» объявила о том, что «Пленники трех планет» всё-таки состоятся, но с той поры воз и ныне там; изменения коснулись разве что позиции режиссера: в настоящее время постановщиком картины значится Дмитрий Киселев, известный в первую очередь по «Черной молнии». В прошлом году, когда в прокат вышел фильм Рената Давлетьярова «Стальная бабочка», Даша упоминала о том, что шансы на воскрешение новой «Алисы» еще остаются. Подержим кулачки за это кино. В наше время по-настоящему хорошие приключенческие фильмы для всех возрастов встречаются примерно так же часто, как и гнездо кукушки.

«Волкодав» и «Волкодав: Право на поединок»

«Волкодав» мог бы быть совсем другим, если бы звезды сошлись чуточку иначе. Первоначально предполагалось, что работа над экранизацией романа Марии Семёновой начнется еще в 2001 году, когда права на книгу находились в стенах кинокомпании «НТВ-Профит». Режиссером фильма значился Джаник Файзиев, генеральным продюсером — Игорь Толстунов, и на тот момент это был самый дорогостоящий кинопроект если не в российской киноиндустрии, то в истории НТВ уж точно. Уже тогда планировалось, что одним фильмом дело не ограничится: в планах создателей значилось полнометражное игровое кино, телевизионный сериал и, возможно, мультфильм, и в основе этого многоступенчатого проекта лежали две книги Семёновой: собственно «Волкодав» и «Волкодав: Право на поединок». Подготовка к работе велась в течение всего двухтысячного года. Файзиев в своих интервью неоднократно подчеркивал, что в плане визуала и фактуры будущая картина будет стремиться к максимальной реалистичности, и даже Нелетучий Мыш, верный маленький спутник главного героя, должен был быть настоящим крылатым зверьком. Дрессировщики уже начали работу с бессловесным артистом, а режиссер и продюсеры приступили к поиску актеров на основные роли, когда для НТВ наступили непростые времена: смена собственника телеканала, ситуация с Владимиром Гусинским и достигшие максимального градуса напряжения скандалы с некоторыми из эфирных проектов привели к тому, что денег стало, мягко выражаясь, не хватать. Сначала было принято решение отказаться от полнометражного кино и экранизировать «Волкодава» в формате мини-сериала, а затем проект и вовсе был пущен под нож.

В 2003 году компания «Централ Партнершип» выкупила у издательства «Азбука» права на всю серию авторства Марии Семёновой под общим названием «Волкодав», в которую на тот момент входило четыре книги. Очень скоро был решен вопрос и с постановщиком: не в последнюю очередь благодаря умелому использованию Николаем Лебедевым компьютерной графики в его картине «Звезда», отмеченной госпремией РФ, режиссером первого фильма в жанре славянского фэнтези был назначен именно он. За сценарий Лебедев также взялся самостоятельно. Работа над ним продолжалась почти год, за это время режиссер и Мария Васильевна Семёнова успели хорошенько повоевать и поорать друг на друга, но пришли к какому-никакому согласию. Заключалось оно в том, что Лебедев убедил писательницу в том, что кино — другой язык, отличающийся от литературы. Когда книга «Волкодав» вышла в свет, её повсюду сопровождал слоган «Родился русский Конан!». Как способ привлечь внимание, эта фраза, безусловно, работала, хотя книга и сама по себе была явлением неслыханным: роман оказался первым по-настоящему заметным произведением в стиле фэнтези в славянском антураже, фактически став родоначальником нового для нашего рынка жанра — «славянское фэнтези». Тем не менее, уж кем-кем, а Конаном-то Волкодав не являлся, ни русским, ни каким бы то ни было другим. Это принципиально иной герой с принципиально иным жизненным вектором, который, судя по всему, оказался не совсем подходящим для прямолинейного массового кино. И, наверное, по этой причине что-то типа Конана у Лебедева и получилось.

Образ Волкодава, созданный режиссером Николаем Лебедевым

Так ли было задумано, произошло ли это случайно, но структурно и событийно «Волкодав из рода Серых Псов» практически повторял фильм «Конан-разрушитель», и именно это вкупе с прочими недостатками сценария его и сгубило. Производственный бюджет картины составил $10 млн, а сборы — $21 млн. Казалось бы, «Волкодав» вышел в ноль, а значит, какой-никакой зрительский успех ему всё-таки сопутствовал, но, во-первых, были еще $6 млн, потраченных на продвижение, а во-вторых, была критика, и она была как минимум сдержанной, а нередко и попросту убийственной. В марте 2007 года представители «Централ Партнершип» объявили о том, что компания планирует снять еще два фильма о приключениях сурового венна по прозвищу Волкодав: «Право на поединок» и «Знамение пути». Николай Лебедев уже был утвержден в качестве режиссера сиквела, предполагалось, что Александр Бухаров снова вернется к своему герою, но... «Волкодав» продвигался как «наш ответ «Властелину Колец», да только разница между этими двумя кинопроектами — грандиозная, и дело не в масштабе съемок, не в бюджетах и не в том, кто больший профессионал. Питер Джексон обожал материал, с которым работал. Весьма талантливый режиссер Николай Лебедев, по его же собственному признанию, фэнтези никогда не любил. Результат на экране: «Волкодав из рода Серых Псов» в прокате провалился, а «Волкодав: Право на поединок» уже никогда не увидит свет. Не последнюю роль в этом, думается, сыграл и показ по НТВ сериала «Молодой Волкодав» авторства Олега Фомина. От фильма, приквелом к которому он, по идее, должен был являться, этот проект отличался очень заметно, несмотря на присутствие Бухарова в заглавной роли, и что у самой Марии Семёновой, что у зрителей он вызвал еще более негативную реакцию, нежели полнометражный его предшественник. Уже тогда на папке с планами по съемкам сиквелов стояло большое и жирное слово «может быть», а уже совсем немного времени спустя оно превратилось в категорическое «нет».

«Алмазный меч, Деревянный меч»

Ник Перумов — один из уже давно признанных мэтров отечественного фэнтези. Начав свой творческий путь с очень спорного, по сию пору вызывающего жуткие холивары вольного продолжения «Властелина Колец» Толкина (хотя сам писатель свою трилогию считает не столько продолжением, сколько полемикой с Профессором), Перумов работает в любимом жанре вот уже почти четверть века, но до сих пор его произведения так и не были экранизированы. Хотя попытки предпринимались еще десять лет назад. Так, в 2002 году компания «Новый русский сериал», подарившая российскому зрителю бесконечных «Ментов», «Тайны следствия» и прочие милицейско-полицейские истории, пришла к Николаю Данииловичу с предложением экранизировать его роман «Алмазный меч, Деревянный меч», положивший начало длинной, как линия жизни Господа Бога, эпопее о некроманте Фессе по прозвищу Неясыть. Писатель, естественно, согласился, и с этого момента началась не менее продолжительная, чем цикл «Хранитель мечей», эпопея, начатая энтузиастом и поклонником жанра Андреем Камориным. В появлявшихся время от времени в печатной и электронной прессе интервью он прямым текстом заявлял о том, что в планах вверенной его заботам компании находятся сразу 14 (!) телевизионных проектов в жанре фэнтези, среди которых оказалась и адаптация АМДМ. Предыдущий опыт несостоявшегося на НТВ «Волкодава» научил нашу индустрию: большой проект может спастись только силами малых экранов. «Алмазный меч, Деревянный меч», по сути, должен был стать не сериалом, а многосерийным фильмом — с единым сквозным сюжетом. Но основополагающим, тем не менее, оставался телевизионный формат: цифра вместо пленки, павильонные съемки вместо большинства натурных, куда менее внушительный бюджет и практически стопроцентная гарантия того, что результат всё-таки дойдет до зрителя.

Подготовка к экранизации действительно велась очень серьезно. Каморин и компания активно сотрудничали с самим Перумовым, обсуждали с ним нюансы перевода первоисточника на язык движущихся картин, немало уделяли внимания и визуальной составляющей проекта. По всплывавшим в разных источниках сведениям, «Новым русским сериалом» приобретались вычислительные машины, мощностью ни в чем не уступавшие тем, при помощи которых создавались роскошные эффекты «Властелина Колец», а специалисты, стараясь уложиться в отнюдь не резиновый бюджет проекта, исхитрялись находить способы обойти буйную фантазию автора и заменить ее чем-нибудь не таким затратным, но не менее интересным. Так, например, из сериала еще до начала работ исчезли загадочные гигантские скаты, на которых передвигались странные существа, прозванные Козлоногими; Ник уверял, что кинематографисты рассказали ему о собственной концепции в этом вопросе, и он нашел ее весьма убедительной и жизнеспособной. Одним словом, работа, казалось, спорится. В один прекрасный момент настало практически писательское счастье: авторы экранизации решили делать двадцатисерийный проект, в который должны войти все массовые сцены, за исключением одной, совсем уж массовой (для читавших — речь идет о битве на Берегу Черепов), а самого Ника привлекли к работе как соавтора сценария. Уже весной 2003 года сериал должен был выйти в эфир. Однако дальше разговоров дело не шло. Два года спустя Перумов, человек в жизни, как он сам говорит, до отвращения серьезный, уже начал пошучивать: дескать, «Новый русский сериал» просто решил помочь писателю деньгами. И действительно, гонорар Николаю Данииловичу исправно выплатили, а вот экранизация так и лежала в морозильнике, и шансов на то, что сериал когда-либо будет снят, с каждым мигом становилось всё меньше. Сначала «Новый русский сериал» хотел дождаться зрительской реакции на «Ночной дозор», чтобы понять, хочет аудитория фэнтези или не хочет, а потом стало понятно, что, несмотря ни на какие ухищрения, фантазия Ника Перумова слишком масштабна для того, чтобы экранизировать ее за небольшие деньги. «Алмазный Меч, Деревянный Меч» канул в Лету.

Иллюстрация из книги «Череп на рукаве» (художник Бондарь В., издательство Эксмо, 2010 г.)

В 2007 году Перумов обмолвился, что к нему поступило предложение от некой авторитетной компании относительно экранизации его научно-фантастической дилогии «Империя превыше всего», состоящей из романов «Череп на рукаве» и «Череп в небесах». Серьезный, болезненный, до сих пор актуальный рассказ о возродившемся в далеком будущем Рейхе и чудовищном искажении истории всегда стоял особняком в библиографии Николая Данииловича, особенно первая его часть, и, конечно, увидеть эту историю на экране — вариант более чем заманчивый. Но та же таинственная компания после устного согласия писателя неожиданно сделала очень странный ход: поинтересовалась, а можно ли из повествования полностью устранить всё, что так или иначе имеет отношение к нацистской Германии. То есть, избавиться от того, что составляет суть этой книги. Естественно, Перумов ответил однозначным отказом.

«Сумеречный дозор» и другие экранизации Сергея Лукьяненко

Самый везучий из российских фантастов в плане экранизаций — безусловно, Сергей Лукьяненко. Вышедший на российские экраны в 2004 году «Ночной дозор» — адаптация одноименного романа, опубликованного издательством АСТ еще в далеком 1998-м, — привычно разделил как зрительские массы, так и читающую публику на два лагеря, но никто, невзирая на собственное отношение к фильму Тимура Бекмамбетова, не может отрицать, что этот проект однозначно стал событием в российской киноиндустрии. Путь его к зрителю не был прямым, как линейка: еще в 2000 году студия «Полигон» запустила проект под рабочим названием «Москва вампирская». Это должен был быть сериал, продюсирование которого взял на себя Виктор Алисов, начавший свой профессиональный путь с блистательного «ДМБ». Постановка была возложена на Сергея Винокурова, снявшего отечественный ужастик «Упырь» с Алексеем Серебряковым, а над сценарием работали Константин Мурзенко и сам Сергей Лукьяненко. О том, как пытался родиться на свет этот проект, «Настоящее кино» уже однажды рассказывало, поэтому повторяться не будем. Говорят, будто бы подбор актеров для этого проекта стартовал в пятницу 13-го числа; возможно, кто-то верит в то, что это и вправду плохая примета, но, так или иначе, в 2000 году права на экранизацию «Ночного дозора» перекупил Первый канал (тогда еще ОРТ), также изначально планировавший для проекта многосерийный телевизионный формат с небольшим бюджетом, но в процессе планы поменялись, а остальное уже хорошо известно. Приблизившиеся к $35 млн мировые сборы при заявленном бюджете в $4,2 млн, сиквел с очень похожим кассовым результатом... Российский кинобизнес почувствовал, что напал на золотую жилу, и ринулся в библиотеки — смотреть, что же еще из написанного Сергеем Лукьяненко годится для экранизации.

Компания «Новый русский сериал» параллельно с «Алмазным мечом, Деревянным мечом» Ника Перумова запустила и проект «Не время для драконов», разрабатывавшийся параллельно с «Ночным дозором». Роман, написанный Лукьяненко в соавторстве с Перумовым, по форме являлся типичной историей про «попаданца»: наш современник попадает в волшебный мир и устраивает там тарарам. Это так называемое технофэнтези, где уживаются магия и техника, было весьма требовательным и к работе художника, и к декорациям, и, естественно, к спецэффектам. В «Новом русском сериале» это осознавали и неоднократно сообщали в прессе, что бюджет этого проекта будет «гораздо выше, чем у обычных», продумывали съемки эротических сцен и даже поручили разработку сценария самому Нику Перумову. Однако результат был примерно тот же самый, что и с «Алмазным мечом, Деревянным мечом»: Перумов из раза в раз отвечал на вопросы поклонников, что процесс застопорился и не двигается с места, а потом и вопросы прекратились. Но надо отметить, что «Не время для драконов» не было единственным произведением Лукьяненко, заинтересовавшим «Новый русский сериал» в качестве материала для экранизации. Согласно существующей информации, телевизионщики заплатили также за возможность адаптировать «Рыцарей сорока островов», а также романы «Геном», «Звезды — холодные игрушки» и «Звездная тень», но никакой активности, судя по всем, в этой области не проявлялось вообще никогда. Видимо, неудача с двумя предыдущими фэнтези-проектами серьезно преуменьшила амбиции компании.

Компания «Дом-фильм» в свое время выкупила возможность заняться фильмами по мотивам «Спектра» и «Осенних визитов»; первые сообщения об этом появились еще в 2004 году, а воз не то, что «и ныне там», его, похоже, вообще не пытались стронуть с места. Приблизительно в то же время были приобретены права и на другие произведения Лукьяненко, написанные как «сольно» — цикл «Лорд с планеты Земля», — так и в соавторстве: повесть «Сегодня, мама», появившаяся на свет при участии Юлия Буркина, действительно дошла до больших экранов в виде ленты Олега Компасова «Азирис Нуна», увидевшей свет в 2006 году и с треском провалившейся в прокате: при заявленном бюджете в $3,5 млн фильм собрал всего-то $450 тысяч.

Несколько позднее было заявлено о начале работ над проектом по мотивам повести «Мальчик и тьма», каковую сам Лукьяненко полагал трудноэкранизируемой: «А вот «Мальчик и тьма» всем киношникам нравится. Но они не знают, как его можно снять, кроме полного авангарда — черный экран и голоса», — сообщил в своем тогдашнем живом журнале сам писатель. Решение всё-таки было найдено: в 2009 году усилиями студии «Анимаккорд» книжку было решено превратить в мультфильм. Но и здесь нельзя сказать, что работа немедленно закипела: еще в начале 2012 года писатель сообщил, что проект завис, и какова его дальнейшая судьба, пока не очень понятно. Тогда же, кстати, стало известно и еще об одной планирующейся экранизации: Марина и Сергей Дяченко взялись за сценарий мультсериала по мотивам повести «Кредо». Также сообщалось и о том, что роман «Черновик» тоже получит свое воплощение. К сожалению, пока что по этому поводу ничего нового сказать нельзя.

Большие надежды возлагались на «Сумеречный дозор» — фильм, который должен был стать международным проектом с привлечением голливудских деятелей, в том числе и актеров. О таких далекоидущих планах стало известно практически сразу после того, как в американский прокат попал «Ночной дозор». Незамедлительно пошли сообщения о том, что вторая часть — «Дневной дозор» — останется российской картиной, а вот уже в третью студия Fox нацелилась затащить аж самого Брэда Питта, а на производство фильма выделить столько денег, что бюджет в сумме составит сотню миллионов баксов. Правда, сначала этот третий «Дозор» планировался не как «Сумеречный», а как предыстория первой части. Затем планы поменялись, и события новой истории должны были развиваться в США параллельно с тем, что происходило в «Ночном» и «Дневном дозоре». А в июне 2008 года Тимур Бекмамбетов неожиданно опроверг всё, что сообщалось о «Сумеречном дозоре» до этого момента, и заявил, что этот проект вообще не состоится. Первый канал, правда, еще какое-то время стремился всё-таки реализовать эту идею, но Бекмамбетов наотрез отказывался возвращаться в мир Иных, а никого другого в режиссерском кресле Константин Эрнст и компания на тот момент не видели. С той поры прошло уже почти четыре года, и надежды на то, что когда-нибудь этот фильм появится на свет, превратились в несбыточную мечту. «Дозоры» были и остаются дилогией.

«Глубина»

Ближе всех к черте реализации подошел роман всё того же Сергея Лукьяненко «Лабиринт отражений». Социальная фантастика в стилистике киберпанка — это как раз то, чего так ждали и на что так надеялись не только поклонники творчества писателя, но и любители научной фантастики вообще. Фильмом по мотивам этой книги решил заняться всемогущий Первый канал, уже имевший опыт экранизации произведений Лукьяненко в виде «Ночного дозора». «Глубина» — такое название получила будущая киноверсия романа. Создатели проекта объяснили смену тайтла тем, что «Лабиринт отражений» — это слишком громоздко, и людей, никогда книгу не читавших, это может отпугнуть. Правда, есть один странный нюанс: полнометражный фильм было решено озаглавить «Глубина», а вот мини-сериал, смонтированный из того же материала для показа по главному каналу страны, всё-таки предпочли именовать так, как задумывал автор, то есть, «Лабиринтом отражений». Вероятно, это объясняется тем, что сериал рассчитан на тех, кто уже посмотрел фильм, проникся, прочитал книгу и захотел увидеть фильм ещё раз, но уже в расширенном варианте.

К проекту присоединилась компания Юсупа Бахшиева MB Productions, а режиссером был назначен Михаил Хлебородов, для которого эта картина должна была стать дебютом в большом кино. Должность штатных драматургов фильма досталась супругам-литераторам Марине и Сергею Дяченко, которые и написали первый вариант сценария. После тщательного изучения готового материала был сделан вывод: сценарий хорош, но не годится для кино, так как литературная составляющая перевешивает динамическую. Проще говоря, если бы фильм снимался по их скрипту, зрители бы смотрели книгу, в крайнем случае — читали фильм, а нужно было найти что-то среднее.

Тогда Хлебородову было предложено поработать над сценарием вместе с драматургами, но из этой затеи практически ничего не вышло: Дяченко проживали в Киеве, Михаил — в Москве, и даже вездесущий интернет не особенно помог, так как работа над текстом картины продвигалась слишком медленно. В результате режиссер оставил писателям на доработку скрипт для четырехсерийного мини-сериала, а за сценарий фильма взялся сам. В телевизионную версию, как говорил он в нескольких интервью, войдут бытовые моменты, на общее развитие сюжета влияния не оказывающие, хотя кое-чем, что фанаты книги действительно любили, всё равно пришлось пожертвовать. В «Лабиринте отражений» действует сразу несколько более или менее равнозначных сюжетных линий, поэтому для экранизации необходимо было выбрать какую-то одну. Хлебородов предпочел остановиться на Неудачнике — загадочном человеке, которого одни полагали пришельцем, а другие — путешественником во времени. Когда был закончен новый черновик, работа над картиной закипела. В своих интервью Хлебородов рассказывал о том, что в фильме предполагается довольно-таки большое количество компьютерной графики как в динамике, так и в статике.

С исполнителем главной роли — хакера Леонида — создатели «Глубины» определились сразу: им стал Гоша Куценко, сооснователь MB Productions и в ту пору человек, снимавшийся чуть ли не во всех российских фильмах, выходивших в прокат. Образ Димы Дибенко, изобретателя этой самой «Глубины», достался Михаилу Ефремову, водителя Дибенко — Виктору Сухорукову; Ромкой должен был стать Марат Башаров, а Барменом — Иван Бортник. А вот дальнейший кастинг начал принимать поистине глобальный масштаб. Для начала свое согласие влезть в шкуру комиссара Рейда дал сам великий и могучий Кристофер Ли. Фридрихом Урманом создатели картины видели Рутгера Хауэра. Отец и сын Бьюзи — Гэри и Джейк — планировались на роли Вилли Гильермо и Алекса соответственно. Казалось, что ещё немного — и самый амбициозный фантастический фильм в российском кино появится на свет...

Однако осенью 2004-го Михаил Хлебородов прекратил дальнейшую работу над картиной. Сам он позднее говорил о своем расставании с «Глубиной» так: «Я не покинул проект, это проект покинул меня. Меня официально не наняли, и я официально не ушел, просто подарил шесть месяцев на сценарий — и всё». Как выяснилось, на тот момент Первый канал просто сменил приоритеты и решил, что работа над «Дневным дозором» сейчас значительно важнее: материал проверенный, успехом первого фильма подкрепленный; словом, как пел в своей пародийной песне Александр Пушной: «И все припрутся жрать попкорн на фильм второй». «Глубина» отошла на второй план, ну а Хлебородов пошел снимать «Параграф 78».

Зимой 2005 года ситуация оставалась всё такой же туманной. У фильма не было режиссера, актер на роль Неудачника так и не был найден, хотя, согласно изначальным планам, съемки должны были закончиться уже 1 марта. Однако у канала были более срочные проекты, требовавшие внимания, поэтому «Глубина», невзирая на принципиальные договоренности с вышеназванными артистами, ушла в долгий ящик. Заморозка картины продлилась до осени того же года, после чего появились сообщения о возобновлении работ над «Глубиной», и при этом продюсер проекта Юсуп Бахшиев уверял, что режиссером ленты все-таки будет Михаил Хлебородов, но дальше разговоров дело так и не пошло. Два года спустя Бахшиев снова заявил, что его совместные с Хлебородовым планы по экранизации «Лабиринта отражений» всё еще актуальны и фильм непременно будет снят, — с тем же эпическим результатом. В январе 2012-го уже сам Сергей Лукьяненко сообщил своим читателям, что Константин Эрнст лично позвонил ему и сказал, что всё-таки намеревается снять фильм по его книге, но писатель проявил здоровую иронию: «Он мне это и три года назад говорил, и пять». В настоящий момент у «Глубины» снова появилась дата релиза — 2015 год. Список актеров пока не менялся, хотя, думается, что как минимум Кристофера Ли из него уже можно вычеркнуть: он сам не раз говорил, что возраст не позволяет ему работать столько, сколько раньше, а перелеты из страны в страну отнимают у него немало сил. Но, с ним или без него, особых причин рассчитывать на то, что экранизация «Лабиринта отражений» состоится, пока не появилось. Остается только ждать, надеяться и верить.


Все новости