Как создавался фильм «Бэтмен» | Я - легенда

В каждом жанре есть свои иконы. В ужасах это Фредди Крюгер и Джейсон Ворхиз, в боевиках – Сталлоне и Шварценеггер, в комиксах – Бэтмен и Супермен. Их соперничество с первого появления на экране было острой конкурентной борьбой, и по сей день продолжающейся при равном счете. И каждого из них совершенно справедливо считать легендой американской поп-культуры.

Глава I. Бэтмен: Год первый

Бэтмен родился в 1939 году под карандашом Боба Кейна, молодого художника, работавшего в компании DC Comics. На заре существования издательства основную массу его продукции составляли тематические сборники, делившиеся на два направления – приключенческое и детективное. Безусловной звездой первого был Супермен, благородный пришелец с планеты Криптон, взваливший на свои плечи миссию по спасению мира.

В то время как популярность героя, облаченного в сине-красный костюм, стремительно росла, руководство DCC все явственнее ощущало необходимоть ввода аналогичного персонажа в детективные выпуски комиксов. Именно такая задача была поставлена перед Бобом Кейном.

Темный Рыцарь был полной противоположностью лоснящемуся от собственной идеальности Супермену. Мотивацией ему служили слепая ненависть и жажда мести: согласно биографии героя, его родители погибли от рук неизвестного бандита, поиск которого стал для Брюса Уэйна делом жизни. В отличие от своего инопланетного конкурента, Бэтмен не обладал сверхчеловеческими способностями, располагая лишь неограниченными финансами и последними достижениями науки и техники. Наконец, графическое решение персонажей и основное время действия комиксов словно делили героев на светлую и темную стороны справедливости: первый облачался в яркий костюм и действовал преимущественно днем, второй одевался в черное и выходил на улицы с наступлением ночи.

Не прошло и года, как издательство приняло решение о переориентации комиксов о Бэтмене на подростковую аудиторию. Нуар уступил место нарочитой аляповатости, а герой обзавелся юным помощником по имени Робин – тоже «обыкновенным супергероем». Вдвоем они и дебютировали на киноэкране: 15-серийного «Бэтмена» зритель увидел в 1943 году. На протяжении каждого выпуска «Бэтмена» герои, состоящие на службе в ФБР, отважно сражались с японским шпионом, превращающим людей в зомби с помощью сверхсекретного устройства. Сериал пользовался успехом, более чем достаточным для того, чтобы пять лет спустя появилось продолжение, названное «Бэтмен и Робин». Его сюжет был еще болеепримитивным: в руки злодея по прозвищу Волшебник попадало изобретение профессора Хэммила, позволяющее дистанционно управлять любым устройством в радиусе 80км.

Разумеется, кинематографические похождения Бэтмена способствовали росту популярности его графических приключений, все сильнее делавших крен в сторону комиксов для детей. У Бэтмена появилась подруга Бэтвумен, которая позднее была переименована в Бэтгерл. Кроме того, он обзавелся собакой со сверхспособностями, злодеи стали еще более фантастическими, а сами истории стремительно удалялись от начальной концепции мрачного реализма. Апофеозом буффонады стали телесериал «Бэтмен», в котором удары сопровождались экранными надписями «Ба-бах!», «Бух!» и «Бам!», и его полнометражная версия того же 1966 года.

Глава II. Бэтмен и Робин

Последовавшая в 70-е годы смена кинематографических настроений сделал неактуальным царившее в комиксах веселье и заставила сценаристов кардинально пересмотреть принципы их адаптаций. Отдельные студии пытались сопротивляться взрослению жанра, выпуская на экраны киноальманахи. Но ни дилогия «Байки из склепа», ни сборник четырех телесерий о Супермене, объединенных в один фильм, не собрали сколько-нибудь значимую кассу. Успех сопутствовал лишь двум сериям о коте Фритце – «Кот Фритц» и «Девять жизней кота Фритца», но то была пускай и взрослая, но все-таки анимация.

Шумный успех нового «Супермена», вышедшего на экраны в 1978 году, обратил внимание студии на его вечное альтер эго, благо права на киноисторию Темного Рыцаря тоже принадлежали Warner Bros. Продюсеры Майк Аслан и Бенджамин Мельникер успешно провели переговоры с издательским домом DC Comics, итогом которых стала заключенная в 1979 году сделка. Еще несколько месяцев спустя компанией Питера Губера Casablanca Film Works, базировавшейся на Warner, был подписан договор, по которому Аслан и Мельникер становились исполнительными продюсерами «Бэтмена», продюсируемого Губером и его партнером Джоном Питерсом.

Интерес Майка Аслана к экранизации комикса имел свою историю. В начале 70-х, еще будучи студентом, он работал на DC Comics над специальной программой, обучающей детей читать комиксы. Несколько лет спустя, уже изучая право в университете Индианы, он начал писать для «Бэтмена» сюжеты. «Это было похоже на претворение в жизнь самой сокровенной мечты, - вспоминает Аслан. – Мой любимый герой был в полном моем распоряжении и зависел от хода моих мыслей. В какой-то момент я начал задумываться, что было бы здорово сделать о нем фильм, в корне отличающийся от телесериала. Версию, которая возвращала бы нас к истокам истории Бэтмена, созданной Бобом кейном и Биллом Фингером».

Слева направо: Джон Питерс, Питер Губер, Майкл Алсан, Том Манкевич

Для написания сценария «Бэтмена» Аслан и Мельникер наняли драматурга Тома Манкевича, работавшего сценарным доктором на «Супермене». К концу 1980-го года черновой вариант рукописи был готов, но потребовалось еще около двенадцати месяцев, чтобы привести ее в соответствие с пожеланиями продюсеров. Действие сценария разворачивалось в ближайшем будущем вокруг противостояния Бэтмена Человеку-Пингвину и банде Джокера, повинным в многочисленных преступлениях, в том числе в гибели семьи воздушных гимнастов, известных как «Летающие Грейсоны». Джон, Мэри и их сын-подросток Дик выступали на городском параде, где открытый Джокером огонь оборвал жизнь старших Грэйсонов. Уцелевший Дик становился напарником Бэтмена, а к финалу рассказа получал собственный костюм супергероя и превращался в Робина.

Несмотря на то, что сценарий в точности повторял схематику «Супермена», прослеживая становление героя с детства и уделяя внимание первому проявлению его инфернальной сути, он был приянт в производство и анонсирован в конце 1981 года с бюджетом, предварительно определенным в 15 миллионов долларов. «Этот фильм станет правдивым рассказом о порождении ночи и передаст дух того Бэтмена, каким он был в самом начале истории и к чему возвращается сейчас», - уверял Аслан.

Впрочем, сценарий Манкевича сильно отличался от того «Бэтмена», что вышел на экраны в 1989 году. Преданные поклонники Боба Кейна, продюсеры требовали детального воспроизведения на экране образов и интерьеров, созданных художником. О тщательности подхода к материалу говорит хотя бы тот факт, что продюсеры вместе с фанатами обсуждали год, который должен быть отчеканен на гигантстком пенни, висевшем в пещере героя. Но главным расхождением с получившимся в итоге фильмом была психологическая мотивация персонажей. Вернее, полное ее отсутствие.

Pre-production перешел в активную фазу в 1983 году, когда для премьеры Warner застолбили один из летних уик-эндов 1985 года, а стоимость постановки выросла до 20 миллионов. Продюсеры считали, что делать картину следовало по принципу «короля играет свита», и даже составили примерный список актеров, которых желали видеть в постановке. Идеальным Альфредом им представлялся британец Дэвид Нивен («Розовая пантера»), комиссаром полиции Гордоном – Уильям Холден («Телесеть»), а Бэтмен – неизвестным новичком. Резон в подобной политике очевиден: манипулировать безвестным актером куда проще, чем маститой звездой, гонорарный фонд в несколько раз ниже, а контрактные обязательства по продолжениям можно заключить сразу.

Таким новичком стал Билл Мюррей, сегодня кажущийся совершенно нелепой кандидатурой на главную роль. Но в тот момент в активе Мюррея числились лишь две малобюджетные комедии Айвена Рэйтмана, возглавившего проект, да гостевое участие в телешоу «В субботу вечером». Правда, долго в качестве потенциального Бэтмена продержаться ему не удалось: Рэйтман, уяснив, что фантастическую комедию из сценария Манкевича продюсеры получать не желают, уступил режиссерское кресло Джо Данте и переключился на «Автостопом по Галактике». Вслед за Рэйтманом покинул проект и Мюррей.

На дворе стоял 1984 года, ознаменовавшийся провалами двух высокобюджетных кинокомиксов («Шина, королева джунглей» и «Супердевушка»), совместное детище Аслана-Мельника «Болотная тварь» не стало событием, и, предчувствуя скорый закат жанра, продюсеры решили закрыть картину и уйти на телевидение.

Глава III. Бэтмен возвращается

Два года поклонники оплакивали несостоявшийся фильм, пока Фрэнк Миллер не нарисовал легендарный графический роман «Возвращение Темного Рыцаря», переосмысливавший мифологию героя. Свежий взгляд на знакомых персонажей, приправленный фирменной брутальностью автора, способствовал новому взлету популярности Бэтмена. Комиксы сметались с прилавков с невероятной скоростью, и лучшего момента для возрождения кинопроекта подобрать было нельзя.

Объявив о возобновлении работ над «Бэтменом», Warner предложили возглавить постановку братьям Коэн, громко заявившим о себе криминальной драмой «Просто кровь», но те не проявили к проекту интереса. Зато Тим Бёртон, «выпускник» школы диснеевской анимации, снявший для Warner малобюджетную семейную комедию «Большое приключение Пи-Ви», неожиданно для всех ставшую громким хитом, взялся за «Бэтмена» с огромной радостью.

Сразу же отказавшись от наработок Манкевича (Бёртон не был удовлетворен объяснением ключевых деталей и не хотел включать в сюжет Робина, хотя согласился рассмотреть такую возможность из уважения к студии), он написал 30-страничную сценарную заявку в соавторстве со своей тогдашней подругой Джули Хиксон (продюсером «Франкенвинни» и «Гензель и Гретель»). «Имевшийся тогда у Warner сценарий до боли напоминал «Супермена», что казалось мне очень опасным. Если для красно-синего такой подход и был хорош, то Бэтмену он не годился категорически. Нельзя преподносить просто как данность его костюм. У Манкевича на этот счет имелось что-то вроде: «Что ж, я мщу за смерть своих родителей. Ой, летучая мышь залетела в окно! Это знак! Теперь я – Бэтмен!» Это глупые мотивировки из комиксов, а фильму требовалось нечто большее».

Приди Бёртон в проект годом ранее – и его претензии натолкнулись бы на глухую стену непонимания. Но успех комикса Фрэнка Миллера прокладывал дорогу психологическому реализму в жанре, и добиваться серьезности мотивировок теперь было гораздо проще. Написание новой версии сценария было поручено Сэму Хэмму, малоизвестному драматургу, чья фамилия значилась в титрах драмы «Волчий зов» да на титульной странице так и не экранизированного сценария тюремного боевика «Ливень», создававшегося на Disney для Тома Селлека.

Хэмм попал на Warner благодаря личному знакомству с одним из штатных исполнительных продюсеров, что обеспечило ему эксклюзивный двухлетний контракт. Несмотря на порученные ему проекты, Хэмм сразу начал интересоваться судьбой фильма о Бэтмене и, едва узнав о воскрешении картины, пришел к Губеру и Питерсу с собственной концепцией сценария, совпадавшей с набросками Бёртона. «Сэм отлично понимал, в каком направлении двигаться, – вспоминает Бёртон. – Мы оба находились под большим впечатлением от «Возвращения Темного Рыцаря» и хотели прорабатывать сюжет в ключе «нуар».

Работа над сценарием растянулась на несколько месяцев, в течение которых Бёртон успел принять еще одно предложение Warner. По студии ходил проект фильма ужасов «Обитатели», трансформировавшийся в хоррор из мистической драмы. Картиной интересовался Уэс Крэйвен, но было решено поручить постановку Бёртону, чтобы удостовериться в его коммерческом потенциале. Сменив акценты с пугающих на смешные, режиссер создал яркую фантасмагорию «Биттлджюс», работая на которой, познакомился с Майклом Китоном и сценаристом Уорреном Скаареном.

Сдав готовый материал и вернувшись к «Бэтмену», Бёртон обнаружил, что работа над рукописью в который раз была остановлена. Причиной паузы послужила забастовка профсоюза, в коем состоял Хэмм. Большая часть истории была написана, но образы героев претерпели существенные изменения. «Студия постоянно вмешивалась в мою работу, – поясняет Хэмм. – Это типичная реакция боссов на большой дорогой фильм, находящийся в производстве. Они начинают зудеть о каждой детали, кажущейся им спорной».

Брюс Уэйн больше не был темной мятущейся фигурой. Он превратился в супергероя, уже не мучающегося вопросом о законности своих деяний, – аспект, казавшийся Бёртону принципиальным: «В комиксах, даже самых ранних, эта проблема не поднималась из этических соображений. Но, рассуждая логически, вы быстро приходили к выводу, что по своей сути Бэтмен был обычным линчевателем. И этот момент я ненавидел сильнее всего». Как и в сценарии Манкевича, в рукописи Хэмма присутствовал Робин, появлявшийся в финале повествования. К вящему удовольствию Бёртона, этот герой как раз погибал в новой серии комиксов, и необходимость его присутствия в фильме отпадала сама собой.

Глава IV. Бэтмен: начало

Пригласив Скаарена доработать и довести до финала сценарий, Бёртон начал собирать команду художников. Единственным декоратором, с которым ему хотелось сотрудничать, был Антон Фарст, впечатливший режиссера готическим антуражем хоррор-фэнтези Нила Джордана «В компании волков». Их первая совместная работа едва не состоялась на «Биттлджюсе», но Фарст, уставший от двухлетнего марафона на «Цельнометаллической оболочке» Кубрика, предпочел уйти в творческий отпуск. В этот раз он уже подписался на участие в «Высших духах», но пообещал Бёртону, что по завершении съемок у Джордана с удовольствием примет участие в «Бэтмене».

«Когда мы встретились в первый раз, – вспоминал Фарст, – то сразу поняли, как сильно похожи друг на друга. Нам обоим претила школа Лукаса и его ILM – мы находили ее бездушной и считали, что лучшим спецэффектом за всю историю кино был гнетуще-затяжной план дома Нормана Бэйтса из «Психо». Я очень воодушевился после того разговора, потому что Тим смотрел на декорации теми же глазами, что и я, придавая колоссальное значение текстурам и атмосферности. Да и во время съемок у нас никогда не возникало споров – мы были на редкость единодушны. Даже когда я разрабатывал дизайн Бэтмобиля (а перепробовал я массу вариантов, вплоть до самых радикальных), находясь у себя дома в Англии, а Тим в это же время принимал их по факсу в Америке, мы оба знали, какой именно будет использован для фильма. Наши вкусы всегда совпадали».

И хотя с техническим персоналом Бёртону везло (вскоре после согласия Фарста к команде присоединился гример Ник Дадмен, работавший над «Суперменом», «Звездными войнами» и «Индианой Джонсом»), это совсем не означает, что в проекте не было серьезных проблем.

Дело заключалось, разумеется, в кастинге ленты. Фанаты, возбужденные скорой перспективой увидеть вожделенную постановку, активно обсуждали кандидатуру исполнителя главной роли. На регулярно проводившихся съездах звучали самые разные фамилии, вплоть до Сильвестра Сталлоне, Пирса Броснана и Стивена Сигала. Некоторые из предположений действительно имели основания: тот же Сталлоне еще в 1977 году активно добивался роли Супермена, а много позже всерьез подумывал об участии в фанфике «Бэтмен: тупик».

На самом деле спектр интересов Warner был несколько уже раструба фанатской фантазии. Первым актером, которому было сделано официальное предложение об участии в фильме, стал Мел Гибсон, принесший студии десятки миллионов долларов прибыли «Смертельным оружием». Но контрактные обязательства по сиквелу вынудили его отказаться, поставив Warner перед дилеммой нового выбора. Предпочтения продюсеров сводились к трем кандидатурам: Алека Болдуина, Чарли Шина и Пирса Броснана, из которых на роль вечно мрачного борца с преступностью лучше всех подходил Шин.

Однако Бёртон имел на сей счет собственную точку зрения, неожиданно для всех утвердив в ленту Майкла Китона. Поклонники комикса были в ярости: Китон сделал карьеру на комедиях, и его участие в потенциально мрачной постановке могло разрушить всю атмосферу фильма. Яростные демарши по всей стране вывели Бёртона из равновесия – перед воротами студии собирались пикетчики в футболках с символикой Бэтмена, магазины и даже целые сети, торгующие комиксами, подписывали петиции об отстранении Китона от роли, фанаты обещали бойкотировать картину, а самые отчаянные грозили актеру кровавой расправой. Не были в восторге от такого решения и продюсеры.

Бёртон отчаянно защищал приятеля: «Да вы хотя бы посмотрите на него в драме «В ясном уме и трезвой памяти»! Он великолепен! Он тонко передает грани деградации личности, и, утверждая на фильм Майкла, мы можем не бояться за достоверную психологию Бэтмена. В конце концов, у него невероятно выразительные глаза, а ведь большую часть истории он будет носить маску!» Примирил Бёртона с общественностью Боб Кейн, одобрив кандидатуру Китона, заявив, что «если кто и может сыграть Бэтмена, то только этот парень». Фанаты были обескуражены – непререкаемый авторитет Кейна не обсуждался, но в комедианта в роли Темного Рыцаря по-прежнему не верилось. Активисты попытались было заставить студию сделать специальный проморолик, доказывающий «профпригодность» Китона, но постепенно все волнения сошли на нет.

Кастинг на роль Джокера на этом фоне был тихим, хотя одно перечисление имен, упоминавшихся в связи с ним, захватывает дух. Первым выбором студии стал Тим Керри, эффектно сыгравший Бога Тьмы в «Легенде» Ридли Скотта. Самому Керри перспектива вновь щеголять перед камерой в полном гриме интересной не показалась, и вскоре роль по наводке Боба Кейна ушла к Джеку Николсону. Кейн еще в начале 80-х взял изображение актера из «Сияния» и раскрасил в соответствии с гримом Джокера. Николсон выдвинул ряд условий, в числе которых – изменения в сценарии, и отказался подписывать контракт до тех пор, пока его пожелания не будут выполнены. И хотя Уоррен Скаарен уже сел за редактуру, актер внезапно передумал и отказался играть.

Новым Джокером стал Робин Уильямс, нашедший забавной возможность изобразить экранного негодяя. Но едва производственные бюллетени донесли эту новость до читателей, Николсон решил вернуться в проект. В качестве компенсации Уильямсу была обещана роль Эдварда Нигмы, который впоследствии становился врагом Бэтмена по прозвищу Загадочник, однако персонаж так и не появился в сценарии первого фильма. Впоследствии его сыграл Джим Кэрри, а Уильямс горько констатировал, что послужил лишь «приманкой для Николсона».

Схожим образом обошлись и с Билли Ди Уильямсом, первым чернокожим актером оригинальных «Звездных войн». Утвержденный на роль Харви Дента, будущего Двуликого, он появился в фильме Бёртона. Но когда в третьей картине серии Двуликий должен был стать центральным злодеем, продюсеры предпочли куда более звездного Томми Ли Джонса.

Глава V. Бэтмен навсегда

Пять с половиной миллионов из 35-миллионного бюджета картины ушло на возведение декораций на открытых площадках лондонской студии Pinewood. Решение снимать картину в Великобритании было продиктовано относительным равнодушием местных киноманов к мифологии Бэтмена. «Конечно, поклонники Тёмного Рыцаря есть везде, но в Англии я по крайней мере мог абстрагироваться от того прессинга, что сопровождал pre-production в США, и сосредоточиться на фильме», – говорит Бёртон.

Бюджет позволял Антону Фарсту выстроить лишь центральную улицу Готэма: «Большую часть денег, выделенных мне, мы потратили на защиту декораций. Весь набор находился на открытом воздухе, съемки велись зимой, и мне совершенно не хотелось повторения той истории, что приключилась с парнями на «Супермене». Тогда ураган сравнял их декорации с землей – можете себе представить?!» Конечно, для полноценного фильма одной улицы было явно недостаточно, но Фарст с блеском вышел из щекотливой ситуации, добавив паутину переулков и множество мостов, пересекавших улицу, что увеличивало количество возможных ракурсов съемок в сотни раз.

«Рисуя с Тимом эскизы, мы старались не только придерживаться стиля первых комиксов Боба Кейна, но и вдохнуть в них атмосферу мрачной безысходности, заставив город жить собственной жизнью. Конечно, мы делали Нью-Йорк. Но Нью-Йорк, искривленный пространством, утрированно уродливый и предельно готический. Все наброски мы отправляли на утверждение Кейну, но он неизменно отвечал: «Все отлично парни, продолжайте», – так что фактически мы были предоставлены сами себе».

Здания в высоту достигали лишь четырех этажей, лишь собор, на крыше которого происходит финальная схватка Бэтмена и Джокера, удостоился еще трех метров надстройки. Кроме того, имелся и миниатюрный набор декораций для съемок общих планов и пролетов камеры.

В самом начале работы над фильмом снималась сцена, в которой Бэтмен и его подруга Викки Вэйл верхом на лошадях преследуют Джокера. Шон Янг, игравшая Викки, не удержалась в седле и упала, сломав лодыжку. Поскольку период восстановления после такой травмы довольно продолжителен, а каждый день вынужденного простоя вылетал бы студии в копеечку (вернее, в пенни, учитывая, что действие происходило в Британии), продюсеры приняли решение заменить Янг на Ким Бэсингер, а эхо происшествия осталось в картине в виде рассказа Альфреда о том, как маленький Брюс Уэйн впервые обнаружил свою пещеру.

Рокировка повлекла за собой новые проблемы. Бэсингер всего на несколько сантиметров ниже Майкла Китона, что для образа супергероя было непоправимым. В результате актрисе пришлось носить обувь на плоской подошве, а в некоторых сценах, где Вэйл и Бэтмен стояли в кадре рядом, и вовсе сниматься босой.

С первых дней pre-production внешний вид Джокера был окружен завесой таинственности. Еще не дав согласия на участие в фильме, Джек Николсон потребовал полного контроля над гримом своего персонажа. Случай достаточно необычный, а в практике Ника Дадмена – и вовсе первый. «Этот человек обладал правом вето на все, что я делал, – вспоминает Дадмен. – От фотосессий до дизайна. Можете себе вообразить, как я волновался, когда ехал на встречу с ним в отель Дорчестер. Я не видел ничего из его фильмов, за исключением «Сияния» и какого-то старого ужастика «Ворон», чем поверг его в шок. Но в целом он оказался милым парнем, совсем не таким, как его описывает пресса».

Дадмен подготовил серию эскизов Джокера, которые основывались на технике протезирования. Однако первое, что он услышал от Николсона, было обескураживающее: «Я никогда не ношу грим в своих фильмах, только если мне не требуются по роли раны». «Вы понимаете? Он ненавидел протезы! Я был в полном отчаянии, – продолжает свой эмоциональный рассказ Дадмен. – Я сделал несколько накладок-загубников, чтобы изменить улыбку Джека. Получилось неплохо, но выяснилось, что теперь он не может говорить. Консультация со стоматологом усугубила ситуацию – использование таких накладок по нескольку часов в день на протяжении трех месяцев критическим образом влияло на зубы».

Выбора не оставалось, и Дадмен решил идти намеченным первоначально курсом с латексными аппликациями. Были изготовлены шесть гипсовых бюстов Джокера с различными вариантами грима, из которых Бёртон отобрал два и показал Николсону. «К счастью, он смилостивился и выбрал один, особенно удачный, по которому я начал делать аппликации. Спустя две недели мы собрались для экранного теста грима. Я невероятно волновался, и, как выяснилось, не зря. Белая кожа резко контрастировала с темно-зелеными волосами и алыми губами, кончик носа казался проваленным, глаза ввалились в череп, став похожими на свинячьи, а зубы отливали желтым. К счастью, все исправил более темный тон пудры, и грим был утвержден».

Глава VI. Бэтмен торжествующий

На фоне катастрофических крушений комиксов второй половины 80-х (см. таблицу «Кинокомиксы» в рубрике «Запах денег») «Бэтмен» казался последней попыткой Голливуда сделать деньги на супергерое. Средний производственный бюджет сопровождала мощная рекламная поддержка, а десятилетняя история создания фильма подстегивала интерес к картине многочисленных поклонников комикса.

На продаже сопутствующих товаров Warner Bros. заработали около 750 миллионов долларов, из которых на долю Джека Николсона пришлось 60 миллионов. Возмущенные этим обстоятельством исполнительные продюсеры Бенджамин Мельникер и Майкл Аслан предъявили иск студии за то, что та настояла на получении ими фиксированной платы, а не процента с прибыли. В ответ Warner обнародовали документы, согласно которым технически фильм считается не принесшим прибыли. Продюсерам было предложено полюбовное соглашение с 1 миллионом отступных, но они отказались.

Премьерный уик-энд показал впечатляющие результаты, уверенно скинув с лидирующих позиций блокбастеры «Охотники за привидениями II» и «Индиана Джонс и последний крестовый поход». К окончанию проката «Бэтмен» вошел в пятерку самых кассовых фильмов всех времен и народов, а дизайнерский гений Антона Фарста был отмечен премией Киноакадемии. Вопреки опасениям поклонников, картина тонко передала настроение комиксов Боба Кейна, а Майкла Китона единодушно признали лучшим из кинематографических Бэтменов.


Все новости