Настоящее и будущее домашнего кино

filmz

Рынок домашнего видео переживает не лучшие времена. Несмотря на рост продаж Blu-Ray, общие объемы продаж носителей неуклонно падают. Что ждет рынок домашнего видео? Когда умрут носители и что сделать, чтобы вернуть им былую популярность?

Интернет спешит на помощь

Заявления о том, что в России планируется масштабное развертывание широкополосного доступа в Интернет, которое должно завершиться уже в ближайшие пару лет, помимо радости на лицах школьников, рисует на лицах владельцев магазинов продажи DVD-дисков печать уныния. Бизнес неумолимо близится к упадку, как некогда это случилось с видеопрокатами. Устойчивая, казалось бы, схема, в рамках которой у потребителя не было необходимости для одно-двукратного просмотра фильма покупать кассету, приказала долго жить с распространением недорогих DVD и доступностью фильмов сравнимого качества в локальных сетях и торрент-трекерах.

Когда подобная ситуация сложилась с распространением лицензионных CD-дисков, производители ушли с распространение через мобильные сети, благо каждый второй телефон сегодня не только фотоаппарат, но и мультимедиа-плеер. Производитель телефонов Nokia предлагает со своим телефоном годовое абонентское обслуживание в собственном электронном каталоге музыки. Во всем мире (за исключением, разве что, России) прекрасно себя чувствует сервис iTunes от компании Apple, который сделал ставку на электронное распространение контента и не прогадал. Пользователь готов платить за сиюминутные желания, будь то жевательная резинка у кассы перед выходом из продуктового магазина или мелодия, которую он услышал по радио. С развитием сетей связи мобильной четвертого поколения формата LTE, широкое распространение получит продажа видеоконтента на мобильные носители. Все существующие операторы мобильной связи в России уже обзавелись подобными сервисами, а молодые и дерзкие компании, развивающие беспроводной доступ в Интернет, не дожидаясь получения лицензии мобильного оператора, уже начинают возделывать ниву мобильного контента на имеющихся мощностях с перспективой развития.

Но не мобильным контентом единым будет жить рынок домашнего видео. Все производители современных ЖК и плазменных панелей включают в свои продукты не только поддержку 3D, но и возможность доступа к сервисам производителя через Интернет. Чтобы покупатель телеприемника смог пользоваться подобным сервисом, ему лишь нужно подключить телевизор к любому устройству, которое соединит его с Интернетом. Правда, выход подобных устройств на рынок совпал с экономическим кризисом. Те, кто уже приобрел себе дорогостоящие ЖК, не станут их обменивать на новые версии для получения подобных функций. А кому до кризиса было не до новомодных панелей, и в ближайшие пару лет предпочтут сэкономить. Но радоваться рано. Специально для таких потребителей на рынке существуют мультимедийные плееры, стоимость которых колеблется от 100 до 250 долларов. Они и к Интернету могут подключаться не хуже, а многие (вот оно страшное слово для правообладателей) имеют возможность работы в torrent-сетях.

Тут стоит на пару строк отвлечься и поговорить об этом явлении. Действительно ли torrent-сети наносят такой ущерб рынку? Не преувеличено ли их пагубное влияние? Ведь для пользования подобными сервисами, потенциальному их потребителю нужно обладать чуть большими знаниями, чем рядовому пользователю компьютера. Необходимо устанавливать специальные программы, следить за тем, чтобы количество отправленного в Сеть контента было не меньше, чем то, что уже скачено. Это сложности, которые многих отпугивают. Обращаясь к западному опыту, можно сказать, что могущество торрент-сетей с развитием потокового видео через каналы типа YouTube, сильно померкло. Да, они все еще сильны, через них распространяется большая часть «экранных» версий фильмов, но, удовольствие от просмотра подобных бутлегов весьма сомнительно. Их навряд ли захочется хранить в домашней коллекции, не говоря уже о том, что «экранка» не заменит похода в кино.

На сегодняшний день по уровню распространения нелицензионного контента торренты в России сильно уступают крупнейшей социальной сети в России вКонтакте. По объему представленного в этой сети нелицензионного контента, с ними мало что сравниться. Для примера, ежедневная аудитория крупнейшего в России трекера ruTracker.org (бывший torrents.ru) составляет около миллиона человек, в то время, как сеть вКонтакте посещает до 20 миллионов пользователей ежедневно.

Выход из ситуации видится в распространении систем платного доступа к контенту через Интернет. В России уже появляются ресурсы, которые предоставляют пользователям контент, просмотр которого сопровождается просмотром рекламы. Но пока каталог этих ресурсов мал в сравнении с тем, что пользователь может найти в других местах сети, закрывать ресурсы, занимающиеся нарушением правого законодательства – все равно, что давить угри на лице подростка, когда на месте одного прыщика вырастает десяток новых.

Лет семь назад, когда о видеопиратстве в Сети не могло быть и речи из-за малых скоростей, подобная проблема существовала в книгоиздательстве. Множество мелких «он-лайновых библиотек», в которых собиралось всевозможное литературное наследие, от произведений, давно перешедших в общественное достояние, до свежеиспеченных «бестселлеров» и новейших «иронических детективов». Авторы были страшно возмущены, но сделать с этим потоком контрафакта, кажется, было ничего нельзя. Однако, нашлись люди, которые объединили разрозненные сетевые хранилища текстов и дали им возможность заработать на отчислениях. Посетителю библиотеки дается на выбор или читать тексты on-line, перелистывая страницы, обвешанные рекламной, или скачать тексты в формате для электронных книг, но за небольшую плату. В итоге и овцы (правообладатели и издатели) сыты, и волки целы. И при этом о смерти книгопечатной индустрии говорить не приходится — достаточно посетить Книжную ярмарку. А бесплатные библиотеки остались, но их гораздо меньше, чем тех, кто между пиратским альтруизмом и честными деньгами выбрал второй путь.

С видеопрограммами, конечно, сложнее. Тут привычки перелистывать шелестящие страницы книги преодолевать не нужно, а потому о смерти носителей уже можно говорить, Вопрос в том, как бороться с пиратскими развалами. И каково будет с ними бороться года через три, когда обещанная сроденяя скорость соединения в Сети по стране будет не менее 10 мегабит.

Вытеснить с рынка подобные ресурсы смогут, со временем, сервисы типа Video-on-Demand, которые уже имеются в активе многих интернет-провайдеров, когда потребитель, оформляя подписку на сервис, получает неограниченный доступ к каталогу. По тому же принципу будут работать и нынешние производители современных телевизоров и Blu-Ray-плееров. До реализации осталось совсем немного времени.

Куда уходят диски?

Как скоро случится смерть носителей? Учитывая то, какими темпами прокладываются новые каналы связи в регионы, когда оптоволоконные кабели тянутся вдоль высоковольтных линий электропередач, до того дня, когда по всей России скачать фильм из Сети будет быстрее, чем сходить за ним в магазин, осталось два-три года. Что же делать, чтобы не пришлось закрывать бизнес? Рассмотрим перспективы и посмотрим, как это делается на Западе.

Для начала обратимся к технологии, которая, в буквальном смысле, взорвала рынок проката в США. Оказывается, прокат не умер, просто он обрел иные формы, название которым RedBox. Красные ящики, которые в количестве более 20 000 распространились по США, позволяют взять на прокат DVD с фильмом за 1 доллар в день (а 30 рублей за просмотр фильма в день – это вполне приемлемая цена) оказались едва ли не лучшим изобретением со времен автомата по продаже газировки. У пользователя есть выбор – найти через web-сайт ближайший Redbox, в котором есть фильм, который ему интересен, или просто проходя мимо, «прокатать» свою кредитную карточку и получить диск с фильмом. Когда пользователь решит вернуть диск – это его проблемы, до тех пор, по известной схеме видеопрокатов, с него будет списываться по одному доллару в день – вполне гуманная схема. А поскольку автоматы, как правило, размещаются в круглосуточных магазинах, проблемы с тем, чтобы прийти в прокат в часы его работы, у потребителя не возникает. Причем таким аппаратом можно оборудовать и сельский магазинчик, чтобы не разворачивать в нем бойкую торговлю дисками. В одном автомате помещается до 50 наименований дисков, выдаются они в специальных slim-боксах, без полиграфии, а лишь с шрих-кодом, позволяющим технике идентифицировать, какой диск был выдан, а какой был возвращен. Правда, в наших условиях, когда кредитками пользуются только для снятия зарплаты, да еще и в глубинке, где предпочитают наличный расчет, этот автомат, скорее всего, не пользовался бы большой популярностью.

В России начали появляться подобные автоматы, нацеленные на продажу фильмов, а не на выдачу их в аренду. Возможно, это выход для небольших магазинов, но ассортимент в подобных боксах ограничен новинками, всей широты каталога в нем не представишь. К тому же, как сообщают с мест, покупатели дисков в таких автоматах не гарантируют себя от приобретения нелицензионной продукции.

В чем недостаток носителей типа DVD? Они занимают много места (да, меньше, чем VHS, но все равно много). Выход нашли производители музыкального контента. Не дожидаясь, пока потребитель посетит их интернет-магазин и скачает нужный ему трек или альбом, они (пока осторожно, парой десятков наименований) начали продажу в точках «Евросети» музыкальных альбомов на microSD – носителе, как нельзя лучше подходящем для мобильных устройств. Пока их стоимость сравнима с изданиями на Blu-Ray (от 600 до 750 в розницу за альбом). Но с учетом поголовной «мобилизации» активного потребителя, выходом на рынок устройство типа iPad (на котором уже нет нужды ломать глаза на маленьком экране), а также с универсальности носителя (многие современные Blu-Ray плееры поддерживают формат SD-накопителей, переходник для которых идет в комплекте с карточкой) – за подобным способом распространения контента определенно есть будущее. К тому же места в домашней коллекции эти флешки занимают ничтожно мало, а значит нам светит будущее, описанное в фильме «Особое мнение», когда герой Тома Круза перебирал микрочипы с записями домашнего видео. То будущее уже наступило.

Кадр из фильма «Особое мнение» (реж. Стивен Спилберг)

Обращаясь к западному опыту, не стоит забывать еще об одном способе распространения контента, пока никак не практикуемого в России. Речь пойдет о цифровой копии. В комплекте с диском мейджоры взяли за правило снабжать релизы кодом для доступа к интернет-сервису, на котором можно скачать защищенный от копирования файл с полной цифровой копией диска, посмотреть который можно на любом удобном устройстве (после прохождения необходимой процедуры активации, конечно).

Но даже в условиях повсеместного, казалось бы, распространения высокоскоростного Интернета, видеопрокаты никуда не делись. Об этом говорит опыт самого успешного в США сервиса Netflix, о котором мы рассказывали недавно. В то время, как схема абонентской платы с доставкой дисков на дом приносит организаторам сервиса миллиардные прибыли, сеть видеопрокатов Blockbuster Video в августе объявила о банкротстве. Сервис перешел на другой уровень. Теперь не потребитель идет за фильмом, а получает его с доставкой на дом. И нет необходимости арендовать помещение в шаговой доступности от большинства жителей района.

Таким образом, если носителям и грозит смерть, то долгая. Но становится понятно, что владельцу магазина, который хочет получать с него прибыль и через года-два-три, нужно уже сейчас предпринимать усилия по расширению ассортимента.

Своя колея

Очевидно, дистрибьюторы не готовы уходить от производства носителей и уходить в цифровую дистрибуцию. Ведь вложены деньги в закупку оборудования по печати дисков и оно еще должно себя окупить. Но, рано или поздно, с носителями в нынешнем виде придется расставаться и распускать цеха и освобождать склады.

Впрочем, в этой цепочке есть и еще одно звено, которое связывает производителя видеопродукции и ее конечного потребителя. Это магазины. И им приходится в данной ситуации труднее всего. Ведь закупленную видеопродукцию, в которую вложены деньги своего небольшого предприятия, надо продавать. А если потребитель уйдет в виртуальную реальность, но убытки неминуемы. Есть ли у них возможность оставаться в деле или пора прикрывать лавочку?

Зачем посетитель приходит в магазин? Чтобы ознакомиться с ассортиментом, приобрести что-то нужное, а заодно порадовать себя чем-то неожиданным и поговорить с консультантом, который может предложить покупателю что-то соответствующее его вкусам. Это означает, что выживут небольшие магазины, возможно, самообслуживания, с широким ассортиментом, в которых посетитель сможет не только прикупить себе фильмы/игры, но и футболки, сувениры, комиксы, электронные носители и коллекционные издания. Возможно, совмещенный с кафе или игровым-интернет-клубом (может быть просто терминал для выхода в Сеть). Место, куда человек приходит за общением, приносит куда большую прибыль, чем просто магазин. Подобное решение для магазинов средней и большой площади может стать в условиях кризиса продажи контента хорошим подспорьем, чтобы не потерять, а может быть и приобрести новую аудиторию. А посетители ответят такому магазину благодарностью, выраженной в хрустящих купюрах.

Но как быть магазинам, чья площадь не позволяет устроить у себя продажу чего-то кроме DVD и сопутствующих им флешек? Выхода два – или думать о расширении, или о закрытии. Рано или поздно, отдача от реализации продукции неизбежно станет меньше арендной ставки за площадь, которую магазин занимает.

Конечно, пока существуют торговые центры вроде «Горбушкина двора» и Савеловского рынка, кажется, что до испускания духа носителями еще далеко. Но пациент уже дышит на ладан, хотя и пытается держать улыбку на бледнеющем лице. И если сегодня не предпринять шаги по превращению лотка с дисками, пускай наполовину контрафактными, в цивилизованный бизнес, завтра к такому магазину никто не подойдет. Ну, может быть, послезавтра.

Этот материал не затронул темы домашнего 3D. Это было сделано намеренно, поскольку, хотя будущее технологии и начало вырисовываться довольно светлым, но все ее аспекты заслуживают отдельного обстоятельного разговора.


Все новости