Александр Голубчиков | Кинотавр 27: Состояние кино (часть 1)

13.06.2016 14:13, внесены изменения 13.06.2016 16:28

Любой уважающий себя кинофестиваль формирует свою программу не столько из самых лучших фильмов. которые могут быть на нем представлены (когда есть из чего выбирать), а из картин, которые демонстрирую срез кинематографа, задают тренды или, напротив, всячески сопротивляются наметившимся тенденциям. "Кинотавр" тут не исключение и сочинский смотр в 2016 году продемонстрировал нынешнее состояние отечественного авторского кино, которое иначе как плачевным не назовешь. Критики всерьез подумывали о том, чтобы оставить в этом году конкурсные картины без своего "Белого слона", да и жюри, которому наказывали отыскать жемчуга да алмазы среди фильмов-участников конкурса, пришлось выбрать из серого ряда картин те, которые могут быть удостоены призов фестиваля.

Тренд прошлых лет, когда в конкурсе участвовало много работ женщин-режиссеров, в этом году не был подержан. В отличие от другой тенденции - 27-й Кинотавр самый молодой, если смотреть на средний возраст участников. Вот только молодость, которая должна подразумевать дерзость, в этом году подкачала. Фильмов-высказываний на фестивале можно было сосчитать по пальцам одной руки, попыток отметиться в жанровом кино было, возможно, больше, но все они робкие, неумелые, без сильной продюсерской руки, будут с большим трудом добираться до зрителя.

Впрочем, главный тренд, который продемонстрировали четыре картины, - это способность продюсеров изыскивать средства на картины без вмешательства государства. Поддержкой негосударственных фондов воспользовались немногие, иностранные инвестиции смогли привлечь только Наталья Мокрицкая в "Зоологии". Иные независимые пользовались накоплениями друзей и родственников (как Антон Бильжо), а также краудфандинговыми платформами. Таким образом, МинКульт, который отказался поддерживать остросоциальное кино, добился своего - режиссеры перестали снимать фильмы на злобу дня, а рассказывать о чем-то ином у них выходит пока слабовато - опыта мало. Режиссеры же более старшего возраста, в отсутствие поддержки авторского киновысказывания, перешли на производство телесериалов, очистив путь молодым, которые пока осваивают дорогу и, подобно слепым котятам, расползаются в разные стороны.

Если бы в регламенте фестиваля не было обозначено, в каких номинациях вручать награды, то в этом году голосование могло бы вестись по такому списку:



САМОЛЮБОВАНИЕ: Сергей Безруков (После тебя)
другие претенденты: вне конкуренции

Картина новоиспеченной супруги Саши Белого начинается с демонстрации фонотеки главного героя Темникова, в которой невозможно пропустить диск Высоцкого, затем скользит по столу, где небрежно брошена книга "Колчак". При более внимательном рассмотрении, наверное, там можно было бы найти и томик Есенина, и еще какие-то символы знаковых ролей актера, но новое кино Анна Матисон снимала о прозябающем в провинции (старинном городе Клин, находящемуся совсем недалеко от Москвы) гении, который стал известен благодаря тому, что в невменяемом состоянии давал интервью одному из телеканалов во время гастролей, потом повредил спину во время выступления и решил оставить память о себе не столько постановкой в Мариинке, сколько несуразным выступлением в программе Первого канала, действуя по принципу "на миру и смерть красна". Если бы не пара сложных операторских приемов, как, например, снятая без склеек сцена проезда на троллейбусе от Манежа до Большого театра, и специально созданная для фильма постановка в театре под управлением Гергиева, на этот фильм не стоил бы упоминания вовсе.

ОБНАЖЕНИЕ: Урок литературы
другие претенденты: Врач

Две работы о личном переживании можно было бы назвать селфи-фильмами. Ольга Столповская и Александр Снегирев в "Году литературы" рассказывают о попытке усыновления после смерти родного ребенка на фоне попыток сноса их дома в ближайшем Подмосковье и прочих катаклизмов. Фильм, распускающий много нитей повествования, к финалу не заканчивает ни одной. Тут что литература, что семейные проблемы и невозможность перейти к подруге через поле, отданной под элитное строительство - все увязают в разлившемся вокруг клее. Все мутное, белое и нельзя пить.

В режиссерском дебюте Юрия (Гоши) Куценко "Врач", логики куда больше. Рассказ о буднях нейрохирурга, который не теряет присутствия духа, флиртует со всеми девушками, делает селфи со студентами в аудитории. Выкинуть из фильма комические эпизоды, и из него получился бы неплохой моноспектакль, в котором Куценко рассказывал бы о том, что прошел, присматривая за больной матерью - тема личная, и по-прежнему для Куценко больная. Кино, благодаря помощи Виктора Шамирова за монтажным столом, балансирует на грани авторского высказывания и телевизионного фильма о буднях врачей. Причины смотреть его в кинотеатрах немного, а вот для вечернего эфира на одном из федеральных каналов для домохозяек он подходит, как нельзя лучше.

НЕДОРАЗУМЕНИЕ: Я умею вязать
другие претенденты: Огни большой деревни

"Я умею вязать" на уровне сценария был отмечен когда-то Сергеем Соловьевым и Татьяной Друбич, но за время долгого пути к зрителю, похоже, растерял все то, что в нем было свежего и необычного. Нескладная история об аутичной девушке, нашедшей в себе способность прятать свою отрешенность от мира под маской благополучия, рассыпается на сложно сшиваемые куски ее жизненного пути. Режиссер-дебютант, попытавшись донести до зрителя жизнь с точки зрения пациента психиатрической лечебницы, кажется, сама потеряла логику повествования, отчего на монтаже пришлось привлекать стороннего режиссера, которому было поручено связать все разорванные нити воедино. Но и он оказался не великим волшебником.

Фильм Ильи Учителя Огни большой деревни из другого теста. Это треш-комедия, как и положено, снятая на серьезных щах. Актеры нарочито плохо играют, режиссер делает вид, что его нет на площадке, а в кадре варится каша из топора по мотивам популярных фильмов недавнего прошлого. Наверное, на уровне сценария, к которому когда-то прикладывал руку Жора Крыжовников, это было забавно. Но результат ничего, кроме недоумения и пары нервных смешков во время просмотра, не вызывает.

Вторая часть альтернативных номинаций последует...

Упомянутое событие: Кинотавр 27
2742

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

популярные видео

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям

* за прошедший месяц

популярные фильмы

по просмотрам
* страницы фильма за прошедшие сутки
по отзывам
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×