Logan | Грант Моррисон и его Бэтмен

21.11.2013 18:41

Чуть более недели назад я стал обладателем шикарного русскоязычного издания графического романа "Лечебница Аркхем. Дом скорби на скорбной земле". Качество работы и подход наших издателей настолько порадовал , что я просто не мог не скомпоновать гайд по другой заметной работе Моррисона - феноменальному эпосу о Бэтмене, который он писал в течение пяти лет! Поехали :)
Работу над своей персональной бэт-сагой Моррисон начал еще в далеком 2006-ом году. Я не знаю, сразу ли он продумал все сюжетные ходы и маневры или же выдавал экспромтом, лихо закручивая повествование, но…сказать, что получилось отлично – не сказать ничего. Пятилетняя работа Моррисона с персонажем – это великолепная повесть, полная сюрреалистических образов, мифологических, христианских и культурных отсылок. Вопрос перерождения главного героя (преобладающий во многих работах Моррисона) здесь становится краеугольным. Автор принимает наследие своих коллег – концентрированный и устоявшийся образ Бэтмена начала 00-х – и сводит с ума, толкает его к погибели, заставляет пройти по всем кругам ада и по разным временным измерениям, - а затем рождает новую, более цельную, перспективно мыслящую личность. В своем эпосе Грант выдает настолько мощный коктейль из совершенно разных жанров, миксуя типичный стрит-левл-экшн, чисто английский детектив, психоделический трэш, многомерную притчу о фатуме, что для неподготовленного читателя этот напиток может оказаться чересчур крепким. Искажения психики, временные скачки в повествовании, прогулки по самым разным эпохам – Моррисон делает все, чтобы запутать читателя. Здесь не получится филонить, забегая на пару номеров вперед. Выпадет из прочтения арк или хотя бы номер – и тебе конец. Нить причинно-следственных связей ускользнет так, будто ее и не было. Это настоящий феномен не только во Вселенной DC, но и комикс-культуры последнего десятилетия в целом.
Для более понятного структурирования я решил разложить всю историю Моррисона на отдельные части. Это не официальная градация – просто так будет легче понять, откуда ноги растут.
1. Арк «Бэтмен и Сын» (Бэтмен №655-658 + №663-666). Что-то вроде предисловия излагается в другой книге, на которой я остановлюсь отдельно, но основной замес начинается именно здесь. У Бэтмена трудовые будни. Он спасает Джима Гордона от отравления газом Джокера, отсыпается, жмет штангу и отправляется на благотворительный вечер. Пофлиртовать с красотками ему мешает атака людей-летучих мышей-ниндзя (мутантов Лиги Убийц) и появление Талии Аль-Гул, которая прямо на поле брани знакомит его с сыном.
Как мне кажется, введение в основное повествование Дэмиана Уэйна – это очень смелый ход. Лично мне всегда было трудновато предстваить Брюса не то чтобы образцовым семьянином, но хотя бы генетическим отцом кого бы то ни было. Да, можно поспорить, сказав, что он и так был отцом каждому из своих Робинов – но это немного другое.
Талия быстренько объясняет, когда был зачат Дэмиан, а затем поступает на первый взгляд легкомысленно: говорит «Теперь ты с ним повозись» - прыгает в самолет и улетает. Бэтс остается наедине с Дэмианом, врубает режим отстраненного самоконтроля и забирает пацана в особняк. В родовом гнезде агрессивный малец сразу дает понять, кто здесь папочка: посылает куда подальше бедного Альфреда, швыряется пищей и вещами, и вообще всем своим видом демонстрирует, что не прочь бы начистить морду Уэйну-старшему. Утомленный бременем отцовства Брюс выдает что-то типа «Сохраняй концентрацию, Люк», и сваливает патрулировать Готэм, оставляя Дэмиана на попечение тогдашнего Робина – Тима Дрэйка. Дрэйк, насколько я помню, всегда был добросердечным малым, что младший Уэйн принимает за моральную слабость и избивает бедолагу до полусмерти, уверенный, что достоин мантии Робина куда больше Тима. В дальнейшем, Дэмиан изо всех сил пытается доказать бате, что в Лиге он не финики жевал. В первой же схватке с бэдгаем он не колеблясь срубил тому башку, за что был поставлен папочкой в угол.


666-й номер – отстраненный взгляд на Бэтмена будущего…нет, не Тэрри Макгиннеса – Дэмиана Уэйна!

Вообще, с этим персом Моррисон не прогадал. Агрессивный, тщеславный, жестокий, но способный на проявление высшего благородства и самопожертвования Дэмиан моментально завоевал сердца фанатов, став вторым по популярности Робином после классического Дика Грейсона.

2. «Черная перчатка» (Бэтмен №667-675). Первые три номера этой части – настоящий подарок любителям классического английского детектива в духе Агаты Кристи. Бэтмен и Робин (пока еще Тим) прибывают на частный остров в качестве почетных членов Клуба Героев (нет, это не всем известные мальчишки и девчонки из Лиги Справедливости, а какие-то совсем левые пацаны со всего мира). И в лучших традициях «Десяти негритят» некто начинает выносить одного героя за другим. Очень атмосферный триллер в замкнутом пространстве. Повествование прерывается вынужденной работой Моррисона над двумя главами тогдашнего события «Воскрешение Рас Аль-Гула». Но эти два выпуска можно смело пропускать, т.к. очень важных для общего моррисоновского повествования моментов они в себе не несут.

3. Batman R.I.P. (Batman #676-681) + #682-683 Осторожно: хардкор!. Черная Перчатка выходит на финишную прямую в своем стремлении уничтожить Темного Рыцаря. Диалоги с Подсознательным, восточные учения, Бэтс чувствует, что сходит с ума – если вы уже прочли «Лечебницу Аркхем», можете представить, какой крышеснос творится на страницах РИПа. Дополнительные два номера представляют собой пробежку по наиболее значимым событиям жизни Брюса Уэйна и демонстрируют фантастическую мощь его психики. Так же эти два выпуска является мостиком к Финальному Кризису.

4. Финальный Кризис. Это событие заслуживает отдельного поста. Читать только завсегдатаям Вселенной DC, в противном случае может случиться плавка мозгов. Нас интересует исключительно 6-й выпуск, в котором происходит шикарная дуэль Бэтмена с Дарксайдом. Бэтмен стреляет пулей, прилетевшей через временные отрезки и убившей одного из Новых Богов (об этом вскользь упоминается в №683) . Дарксайд выстреливает Омега-Лучами. Пуля Бэтса приходится властелину Апокалипса в район ключицы. «Попал!» - довольно улыбается Бэтмен и в следующее мгновение Лучи поражают его. Бэтс признан мертвым, но на самом деле переместился во времена пещерных людей. Всё, можно не читать :)

5. «Потерянная глава». («Бэтмен» №701-702)
Тут Моррисон возвращает нас к событиям РИПа. Бэтс выныривает из реки после крушения вертолета в №681. Он еще сомневается в стабильности своей психики, но принимает приглашение Супермена принять участие в расследовании убийства, о котором упоминается в № 683 (тут уже надо начать привыкать к таким временным скачкам повествования).


6. Бэтмен: Возвращение Брюса Уэйна. Лимитка из 6 номеров.
Продолжение общей канвы. Лучи Дарксайда зашвырнули Бэтмена во времена пещерных людей и стерли память. Ни малейшего понятия о своей личности. Ни друзей. Только смутное предчувствие… Это настоящая, полноценная и самодостаточная история перерождения. Брюс Уэйн путешествует во времена расцвета пиратства и «охоты на ведьм», посещает Дикий Запад и нуарную Америку середины прошлого века. И в каждой из эпох он интуитивно встает на путь защиты слабых и обездоленных. События происходят параллельно с расследованием Бэтмена и Робина…в «Бэтмене и Робине». Читать – соответственно одновременно.

7. Бэтмен:Возвращение. Уан-шот. Представляет собой набор заметок жителей Готэма о жизни в отсутствие Темного Рыцаря.

8. «Бэтмен и Робин» №1-16. Тут все просто. Большая часть тома написана Моррисоном, так что скакать от одного номера к другому не приходится. Брюс Уэйн погиб от глаз Дарксайда. Его костюм носит Дик Грейсон (о том, как он дошел до жизни такой повествует арк «Бэтмен: Битва за плащ», написанный НЕ Моррисоном), за Робина у нас дерзкий и неимоверно крутой Дэмиан Уэйн. Весь этот неумолимо затягивающий, интригующий и драйвовый том – сплошная дань бадди-муви а-ля «Смертельное оружие». Новые Бэтмен и Робин спорят, ссорятся, мирятся. За притиркой потрясающе выпуклых характеров наблюдать – одно удовольствие. К тому же, параллельно они расследуют загадочную смерть Брюса, то тут, то там натыкаясь на мистические подсказки и тайны особняка Уэйнов.
В определенный момент повествование пересекается с лимиткой «Возвращение Брюса Уэйна», а в 16-ом номере, вернувшийся из своего странствия по эпохам, просвещенный Брюс самолично объявляет о восхождении новой эры борьбы с преступностью – учреждении Корпорации Бэтмена.

9. «Корпорация Бэтмена» и «Левиафан атакует». Личная серия и уан-шот Моррисона. Брюс путешествует по миру, рекрутируя Бэтменов в каждой стране. В процессе он сталкивается с могущественной организацией «Левиафан», которую возглавляет…
Вот уж где Грант уходит в отрыв! Чрезвычайно жесткое чтиво для самых стойких. Моррисон играет не только временами и психикой героев, выжимая все соки из художников и колористов, но даже устраивает им прогулку в цифровой мир! Браться за «Левиафана», не прочитав все-все-все предыдущие сюжеты – заранее гиблое дело. Все сольется в бессмысленный набор рисунков и реплик персонажей.


Уффф… Ну, вроде бы, ничего не забыл. Выше изложен перечень работ Гранта над разными сериями, но с единым сюжетом до событий Флэшпоинта (в New52 выходит второй том Корпорации Бэтмена, но я его, честно говоря, не читал).
Перед сюжетом «Бэтмен и Сын» можно прочесть «Черную записную книжку», но это, скорее, просто для общего развития, так как на протяжении всего своего эпоса Моррисон будет вкраплять упоминание о ней в повествование. Я так же выдернул из общего порядка прочтения большой юбилейный 700-й номер, нарисованный разными художниками.

Номер посвящен расследованию преступления во времени, которое ведут сразу три Бэтмена: Брюс, Дик и Дэмиан. Но, опять же, чего-то значительного для общего сюжета в нем нет, поэтому, лучше этот комикс оставить на опосля, дабы не запутаться окончательно.
Перед РИПом так же для ознакомления можно прочесть нулевой выпуск комикса DC Universe – но польза для нас сводится к трехстраничному диалогу Бэтса с Джокером.

В остальном, если вы будете выдерживать правильную последовательность, вас ожидает интересное, крайне увлекательное и необычное чтиво, которое своими перепетиями лично мне напоминает "The wire".
Благодарю за внимание, и если, все же, я где-то что-то упустил - буду рад напоминаниям!

5921

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

популярные видео

по просмотрам
    № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
  • 1
    0
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям

* за прошедший месяц

популярные фильмы

по просмотрам
* страницы фильма за прошедшие сутки
по отзывам
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×