Voyager | Cемь заметок о «Чужом» и «Чужих»

20.01.2016 18:54, внесены изменения 21.01.2016 19:23

На этой неделе Минск наводнят чужие. В городе пройдут ретро-показы классических фильмов Ридли Скотта и Джеймса Кэмерона. По такому поводу я бы, конечно, рассказал про то, как создавались сюжеты всех фильмов франшизы о ксеноморфах, и через какие перипетии прошли их создатели... да вот только пару лет назад я уже сделал это. Так что, в этот раз ограничусь семью заметками о «Чужом» и «Чужих».




Большой прорыв Сигурни Уивер



Если попросить любого киномана назвать первую ассоциацию, которая возникает в голове при слове «чужой», уверен, что большинство скажет Рипли или Сигурни Уивер. Напомню, что в начальном сценарии Дэна О`Бэннона и Рональда Шусетта прописывалось, что все герои унисекс и их могут играть как мужчины, так и женщины. Но как признавались сами авторы, они не думали, что главная роль в итоге достанется представительнице прекрасного пола. Это было решением студии, полагавшей, что таким образом персонаж станет интересней, а фильм получит большее внимание со стороны публики.


Итак, на роль Рипли нужна была актриса. Создали рассмотрели множество кандидатур, включая Мерил Стрип. Наилучшие шансы, казалось, были у Вероники Картрайт, которая несколько раз читала роль и получила подтверждение, что будет сниматься в фильме. А потом появилась Сигурни Уивер.

Стоит понимать, что на момент съемок «Чужого» Уивер была мало кому известна. Фактически, роль Рипли стала для нее почти дебютной. До этого, у Уивер было несколько эпизодов на ТВ и небольшая роль в «Энни Холл». На пробы Рипли она попала исключительно благодаря рекомендациям, которые она заслужила по своим ролям на Бродвее. Ридли Скотт, к примеру, не видел ни одну из ее театральных постановок.

Вдобавок ко всему, актриса перепутала адреса и опоздала на пробы. Но по словам очевидцев, когда Уивер вошла в комнату, все моментально поняли, что нашли Рипли. В наши времена сложно представить, что главную роль в крупном проекте получил бы дебютант.
phpBB [video]

Правда для верности Уивер все же прошла ряд экранных тестов Вот запись одного из них.



Что касается Вероники Картрайт, то ей в итоге отдали роль Ламберт. Актриса узнала об этом лишь когда ей позвонили из отдела реквизита и попросили подойти на примерку костюма своей героини.


Сложности музыкального сопровождения



Саундтреки Джерри Голдсмита и Джеймса Хорнера давно считаются такой же классикой, как и сами фильмы Скотта и Кэмерона. Но стоит сказать, что ни тот, ни другой композитор не получили большого удовольствия от работы над картинами. В случае с Голдсмитом проблема заключались в том, что не все его темы устраивали Ридли Скотта и продюсеров. В одном месте они заменили трек Голдсмита на его же музыку, но написанную для фильма «Фрейд: Тайная страсть», а в финальных титрах вместо варианта Голдсмита использовали композицию Говарда Хэнсона.


Но больше всего разногласий возникло по поводу вступительных титров. Голдсмит потратил целый день, чтобы создать для них тему с элементами лирики, романтики и тайны. Но Скотт категорически не устроил такой вариант. Он хотел чего-то более странно звучащего. И Голдсмит чуть ли не за пять минут написал новый вариант, который и вошел в фильм. Несмотря на то, что Голдсмит получил множество благодарностей за свой саундтрек, он так и не смирился с тем, что его вступительную тему не использовали.

Что касается Джеймса Хорнера, то у него все проблемы были связаны с отсутствием времени. Когда композитор прибыл в Англию, фильм еще не был смонтирован. Из-за этого он толком не мог приступить к работе над саундтреком. Кэмерона на тот момент больше интересовали звуковые эффекты (по словам Хорнера, он мог потратить два дня, чтобы отточить звук выстрела импульсных винтовок). Вдобавок, оборудование для записи музыки оставляло желать лучшего.

Монтаж картины закончили всего за неделю до премьеры, так что у Хорнера было буквально несколько дней на запись. По его собственным оценкам, композитор справился со своей задачей на 80% — несколько треков пришлось сканнибализировать из предыдущих работ. В итоге, остался даже небольшой запас: одну из неиспользованных композиций через пару лет использовали для финала «Крепкого орешка». После выхода фильма, Хорнер зарекся когда-либо снова работать с Кэмероном. Он не сдержал обещания.

Съемочные потери



«Чужого» и «Чужих» также роднит то, что в начале съемок создатели теряли актеров. В случае с фильм Ридли Скотта речь идет о Джоне Финче, исполнявшим роль Кейна. Изначально, эту партию предложили Джону Херту — но у него были намечены съемки в ЮАР, так что актеру пришлось отказаться. В итоге, роль отдали Финчу. Но уже на первый день он слег в больницу из-за обострения диабета. Так что Финча пришлось экстренно заменить… Джоном Хертом. Актер не получил визу в ЮАР и потому сидел без работы.


«Чужие» продолжили эту традицию. В этот раз жертвой съемочный группа лишилась капрала Хикса — а точнее говоря, Джеймса Римара. Но в этом он может винить лишь себя одного. На первой неделе съемок Римара арестовала полиция. При досмотре у него нашли наркотики. Дело замяли, но Кэмерон уволил актера.

В качественно экстренной замены был взят Майкл Бин. Ему позвонили в пятницу вечером, а в понедельник утром он уже был на съемочной площадке в Англии и отыгрывал сцену с атмосферным процессором. Будь Бин занят на другом проекте или будь у него просрочен паспорт — Хикса бы сыграл кто-то другой.

Но этим потери «Чужих» не закончились. Вскоре Кэмерон уволил оператора Дика Буша и своего ассистента. Тут обошлось без нарктотиков, было достаточно того, что они перечили режиссеру и не выполняли его указания. Ведь, как всем хорошо известно, с Кэмероном во время съемок не стоит шутить.


Некоторые любят подлиннее (режиссерская версия «Чужого»)



Ридли Скотт известен своим перфекционизмом. Он может делать несколько десятков дублей одной и той же сцены, пока не добьется совершенства. «Чужой» не стал исключением. Когда отснятый материал собрали воедино, оказалось, что черновая версия картины длилась свыше трех часов. Разумеется, студию подобное не устраивало, и продюсеры потребовали урезать хронометраж до стандартных двух часов.


Значительная часть материала представляла собой длинные дубли и диалоги, и с их удалением проблем не возникло. Но были и интересные моменты, вроде подсюджета с ограниченным запасом кислорода у экипажа, расширенного монолога Эша и эпизода, где чужого пытались выкинуть в шлюз (его не смогли доснять из-за нехватки бюджета), от которых пришлось отказаться. В итоге, после всех вырезаний, длина фильма составила 1 час 57 минут.

В 2003 года была выпущена режиссерская версия «Чужого». Впрочем, не стоит обманываться — сам Ридли Скотт честно признался, что сделал ее ради денег, а режиссерской он считает ту версию, что крутили в 1979 году. Еще одна интересная деталь заключается в том, что режиссерская версия «Чужого» аж на 47 секунд короче театральной. В основном так получилось из-за сокращения некоторых сцен, вроде эпизодов, где камера долго гуляет по коридорам корабля. Но есть и более заметные потери:

* Был сокращен диалог Рипли и Далласа, где он говорит о том, что научного офицера заменили на Эша за два дня до вылета.

* Была вырезана сцена, где Даллас пытался узнать у бортового компьютера, каковы его шансы против чужого. Честно, никогда не мог понять, зачем нужно было удалять этот эпизод. Более подробно о сокрашенных сценах — здесь.

Взамен мы получили:

* Сцену с прослушиванием экипажем инопланетного сигнала.

* Кадр, где перед тем как полезть осматривать яйцо Кейн, водит лазерным пистолетом по сторонам. На самом деле достаточно важное добавление — по сценарию у экипажа было оружие, чтобы убить чужого, но они не могли в него стрелять, иначе кислота проела бы корпус.

* Сцену, где Ламберт отвешивает пощечину Рипли.

* Расширенную сцену с Бреттом. Когда он заходит в помещение, мы видим, что чужой качается вверху на цепях. Когда ксеноморф забирает Бретта, прибегают Рипли и Паркер и сверху на них капает кровь.

* Сцену, где Рипли находит Далласа и Бретта. Бретт уже практически превратился в яйцо, Даллас просит его убить, и Рипли так и поступает. Напомню, что именно таким (яйцо — лицехват — чужой — яйцо) был начальный цикл чужого по замыслу автора сценария Дэна О`Бэннона. Скажу даже, что Кэмерон во время работы над сиквелом прекрасно знал об этой сцене. Но поскольку эпизод был удален из фильма, образовался сюжетный пробел (откуда берутся яйца?), и канадский режиссер смог ввести в сюжет королеву.



Некоторые любят подлиннее 2 (специальная версия «Чужих»)



«Чужие» тоже не избежали монтажных ножниц. Итоговый двух с половиной часовой хронометраж пугал студию, так что Кэмерону пришлось резать фильм. Больше всего это не понравилось Сигурни Уивер — ведь значительная часть удаленного материала касалась Рипли. Она даже пригрозила никогда больше не сниматься в фильмах о чужих, так что в 1991 году специально для нее было выпущено ограниченное издание расширенной версии «Чужих» на лазерном диске. Забавно, что расширенная версия «Чужих» формально называется специальной, хотя сам Кэмерон считает ее режиссерской. В то же время расширенная версия «Чужого» называется режиссерской, в то время как Скотт не считает ее такой.


Как бы то ни было, полная версия «Чужих» длится 154 минуты. Основные ее отличия от той, что мы смотрели во времена видеосалонов (сравнение с картинками можно глянуть здесь):

* Рипли узнает о судьбе своей дочери.

* Эпизод в колонии с повторным обнаружением инопланетного корабля и заражением отца Ньют.

* Хадсон хвастается перед Рипли оружием морпехов.

* Ложная тревога во время осмотра комплекса.

* Рипли колеблется перед тем, как зайти внутрь колонии.

* Эпизоды с установкой автоматических пулеметов и отражением ими атак чужих.

* Расширенный диалог Рипли и Ньют.

* Рипли и Хикс обмениваются именами.

Также была отснята сцена, где Рипли обнаруживает упакованного в кокон Берка и вручает ему гранату, но ее так и не восстанавливали.
phpBB [video]

Согласно популярной городской легенде, в фильме также была сцена не очень скрытой рекламы кроссовок Reebok. Перед тем, как Рипли ложилась спать рядом с Ньют, она снимала кроссовки и нам показывали крупным планом логотип Reebok. По легенде, буквально в день премьеры Reebok и 20 Век Фокс разорвали контракт и студии пришлось экстренно удалить эпизод. Зрители, пришедшие на премьерные показы «Чужих» увидели эту сцену, на следующей день ее уже не было в фильме. Но на самом деле это не более чем миф — такого эпизода никогда не существовало.

Во время релиза фильма на Blu-Ray также исправили несколько технических ошибок. Например, во время сцены, где располовиненный Бишоп хватает Ньют, было заметно, что ноги актера спрятаны в отверстии в полу — дырку замазали на компьютере. Кстати, в аудиокомментариях к фильму создатели отмечали, что ляп был весьма очевидным, но его так и не заметили во время работы над материалом по причине напряженности и увлекательности сцены. И это действительно так. Сколько я не смотрел «Чужих», но тоже ни разу не замечал этого.




Альтернативная концовка «Чужого»



Я уже писал про это, но учитывая популярность легенды, наверно стоит рассказать еще раз. Итак, история гласит, что Ридли Скотт хотел закончить картину следующим образом: после взрыва Ностромо спрятавшийся на шлюпке чужой должен был откусить голову Рипли и передать на Землю сообщение голосом героини.


Это история не совсем корректна. По сути, все, что происходит после взрыва корабля можно назвать альтернативным финалом. Студия хотела сэкономить денег и считала, что можно обойтись и без сцены со шлюпкой. Но Скотт убедил продюсеров позволить ему снять эпизод, который он сам называл «четвертым актом». Забавно, но пятью годами спустя продюсеры другого культового фантастического фильма также пытались заставить молодого канадского режиссера закончить фильм сценой взрыва, считая что можно обойтись без финального столкновения героев с чудовищем (если что, речь о «Терминаторе»).

Как бы то ни было, «Чужой» получил четвертый акт, хоть и в урезанном виде. По сценарию, во время разгерметизации привязанную фалом Рипли выкидывало из шлюпки в космос, после чего она пыталась вернуться назад пока чужой не дотянулся до нее.


Что касается финала с головой — такая идея действительно была озвучена Скоттом, но ее тут же забраковали. Ни в сценарии, ни в раскадровках такого эпизода не было, все это осталось на уровне слов. Да и скажу честно, будь у режиссера был полный творческий контроль над постановкой, лично я сомневаюсь, что он бы стал снимать что-то в подобном стиле. У Скотта есть явная склонность быстро выдавать идеи, а потом так же быстро от них отказываться. Если кто-то сомневается, может погуглить его заявления о сюжете «Прометея» и сиквеле за последнюю пару лет, особенно на предмет того, нужны ли там ксеноморфы.


Герои и награды



За свою роль в «Чужих» Сигурни Уивер получила номинацию на Оскар. Эта номинация стала не только первой для актрисы, но и первой в истории оскаровской номинацией за главную роль в научно-фантастическом экшн-фильме. Разумеется, болванчика Уивер не дали, но событие все равно осталось знаковым.


Также, свою первую номинацию получил Джеймс Хорнер. Учитывая все сложности с созданием саундтрека и ограниченным временем на работу, действительно выдающийся результат.

Нельзя не упомянуть и Г. Р. Гигера. Дальнейшее сотрудничество с Голливудом швейцарца не отличалось особой плодотворностью, но его заслуги в создании «Чужого» были справедливо отмечены золотой статуэткой. Если верить imdb, она стала единственной кинонаградой Гигера.

Что касается Кэмерона и Скотта, то за истории про ксеноморфов номинациями и наградами их не осыпали. Будь моя воля, все конечно было бы иначе — если прошедшие три десятка лет что и доказали, так это то, что в своем жанре у «Чужого» и «Чужих» по прежнему нет конкурентов. Но увы, так оно не работает. В любом случае, обе картины по прежнему пользуются огромной зрительской любовью и регулярно входят в списки лучших из лучших. Думаю, это лучшая награда, чем какие-либо формальные кинопремии.

Упомянутые фильмы: Чужие
4800

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

популярные видео

по просмотрам
    № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
  • 1
    0
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям

* за прошедший месяц

популярные фильмы

по просмотрам
* страницы фильма за прошедшие сутки
по отзывам
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×